Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

"Навис покров угрюмой нощи" и выстрел "Авроры"

Это моя любимая давняя заметка про Пушкина.

Есть устоявшаяся легенда, что на вопрос «Как вы относитесь к Великой французской революции?» Дэн Сяопин ответил, что прошло слишком мало времени с тех пор – всего 200 лет, и рано давать какие-то оценочные характеристики.

Мне кажется, что историческая ретроспектива пока еще невелика, чтобы в полной мере оценить Пушкина. Да.
Прежде чем смеяться, попробуйте сделать усилие и обозреть Историю мира не в коротком отрезке 100-300 лет, а хотя бы в 1000 (тысячу) лет.

Перенесемся назад - увидим в глуби веков мало приятного для нашего зрения.

Развитие цивилизации, развитие общественной мысли, общественных отношений да и многие промежуточные итоги прогресса, когда людей переставали сжигать, переставали заливать им в горло свинец, сдирать с них кожу... и технологично отравлять газом, а потом постепенно допустили до выборов во многом связаны с творческой деятельностью широкого круга лиц, которых можно отнести к гуманистам (разного вида, величины, "индекса цитируемости", религиозной и национальной принадлежности).

Если взять "список гуманистов" из Википедии (первых, кто вытаскивал мир из Средневековья), можно увидеть много прекрасных фамилий, но ни одного отечественного автора.
В 14-17 вв. наших там не было).
Попробуем сделать то, что никто раньше до вас не делал -- посмотреть на этот список и развитие идей гуманизма в разрезе изменения сфер политического влияния на предложенном 1000-ем отрезке.

Если утрировано: условный "центр тяжести гуманизма" в 14-15 вв. постепенно начинает смещаться от условных "наследников Римской империи" (Данте Алигьери, Леонардо да Винчи,Петрарка, Боккаччо...) в Западную Европу, чтобы потом докатиться и до Центральной.

В этом "размеренном" движении в разное время происходили яркие вспышки, изменение центров притяжения да и просто чудеса, которые в конечном итоге определили картину мира - сегодня 06.06.2016 года, когда мы празднуем день рождения А.С.Пушкина.

Одно из таких чудес произошло на острове Великобритания и связано оно с деятельностью У.Шекспира.

Да, он не был первым на пути распространения гуманистической мысли.
Да - в Великобритании до него было много известных авторов (Чосер и проч...), но все-таки под ногами Шекспира не было таких титанов духа и мысли как в Италии.

В 16 в. Англия - пока еще периферийная держава, проигравшая в Столетней войне, измученная междуусобицей, чумой, с дырявой казной, пошатывающимся троном, не участвующая в колониальной борьбе и, кнч, с уровнем производственного развития, существенно отстающим от многих других стран

И вдруг...
Здесь будет первый парадоксальный вывод (не буду приводит промежуточных доводов):
В исторической ретроспективе можно увидеть, что У.Шекспир во многом вышел из штанов победы над Непобедимой Армадой.
(чудо здесь в том, что творческое становление автора совпало с важнейшей для англичан военной и политической победой)

Дальнейшая триумфальная история Великой Британии во многом связана с чудом по имени У.Шекспир
Можно даже так сказать: Британская Империя, над которой в 20 веке перестало заходить солнце, которая определяла повестку мирового развития, отчасти выросла из штанов Шекспира.
(да-да-да, были и Мор, Бэкон, и Свифт, с Диккенсом, но удивительной, неповторимой вспышкой, по-прежнему освещающей осколки Империи, был всё-таки Шекспир, которого в память и благодарность штудируют во всех англоязычных школах)

Теперь опустим несколько веков и представим 13-летнего Александра Сергеевича, встречающего и обсуждающего с друзьями события Отечественной войны 1812.

Думаю, не будет натяжкой утверждение, что роль военной, политической победы России в этой войне имело существенное значение для А.С. (не меньшее, чем победа над Непобедимой Армадой для У.Шекспира)

Здесь будут следующие несколько парадоксальных выводов:
Конечно, у нас был блистательный 18 век.

Победы, триумфы, рывок из неизвестной просвещенной Татарии-Московии в рязряд ведущих европейских держав, но все-таки к моменту победы над Наполеоном мы все еще во многом были периферийным, провинциальным государством, в котором даже лучшие люди радостно примеривали блестючие европейские одежки, ворковали на чужом языке, называли собственный народ "варварским" и без малейших угрызений совести секли и торговали им.
(английские карикатуры 1812, представляющие образ союзника-России, выполняющей благое дело)







С радостью и трепетом мы заимствовали из-за бугра ништяки - от выражений лиц до проектов тайных организаций и государства.
А.С.Пушкин (1811):
Dis moi, pourquoi l'Escamoteur
Est-il sifflé par le parterre?
Hélas! c'est que le pauvre auteur
L'escamota de Molière.


(кстати, Франция в итоге не смогла конкурировать с Великобританией потому, что у них случился всего лишь Мольер, случился позже Шекспира... а просветители пришли, когда уже было поздно))

И вдруг (1814):
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.


И понеслось - здесь у нас, в литературе и на практике идеи гуманизма были испиты до дна.

Тому, что произошло с русской литературой в 19 веке, никогда не будет объяснений.

Вряд ли это будет осознанно до конца времен.

Никогда больше не произойдет в человеческой истории ничего подобного.

Никогда, никому, ни в одной стране не превзойти, не взобраться на эти плечи: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Маяковский, Платонов
(даже на плечи пониже: Лесков, Тургенев, Успенский, Короленко..., вряд ли можно взобраться).

Происхождение России можно вести из разных истоков.
Один из них – русские писатели XIX века, огромные угловатые глыбы.
Почти невозможно подобрать угол зрения для их изучения.

Смотришь издали – останешься безучастным. Подберешься поближе, сократишь расстояние – и тогда глыба наверняка нарушит душевный покой, заслонит часть мира.

Поэтому они сами позаботились о читателе, жизнью и творчеством создав вокруг себя профилактические нейтральные полосы – зоны отчуждения.

«Каменный лес_XIX» рос и рос, подхватывая все возможные недуги своего времени – а у недугов нет оснований для жалости.

Русские писатели убивали: писатели и поэты умирали на дуэлях и в тюремных больницах, бросались в пролеты лестниц, резали горло битым стеклом, спивались; если не убивали себя, то целенаправленно, морально и физически, уничтожали своих героев.

Многие авторы прошлись по тонкой грани, отделявшей их от безумия.

Русские писатели убивали, создавая удивительную гуманистическую (нерелигиозную) картину мира, в которой нельзя убивать.

Русская литература и «остальной мир», создающий слова и смыслы, плохо сопрягаются и сопоставляются.

Наши глыбы, возвышающиеся у истока каждого из нас, будучи сначала смертными, подходили к краю пропасти и упорно смотрели в глаза чудовищ, жаждущих новых душ.

Русские писатели высматривали в бездне адские морды, поочередно и все сразу, и, раскачиваясь над пропастью, наблюдали, курили одну за другой папироски, перезаряжали свои пистолеты, кутались в шубы, надевали мундиры и шли умирать.

Остальной литературный мир редко появлялся здесь, у пропасти.

Русский литературный век -- лучшее, что было, есть и будет в пространстве русского языка.

К нему могут обратиться последние русские (и украинцы), утратившие способность совершать научные достижения, способность жить друг с другом, способность обустраивать территорию, на которой живут, утратившие великие цели, память, собственную историю, предавшие и, наконец, потерявшие Родину.

Эти последние русские, украинцы, белорусы... на краю небытия могут высоко поднять голову и сказать: "То, что произошло в русской литературе 19 века, оправдывает всё".

Русская литература "отмолила" всех на все времена.


И это одно из немногих иррациональных чудес человеческой цивилизации.

(ах-да, кнч, русские гуманисты стали причиной того, что именно в России случилась великая попытка построить государство свободы, где не будет угнетения и угнетенных; кнч, Пушкин - это первый выстрел "Авроры", и, возможно, гораздо более эффективный, чем в 1917-ом)


Tags: Литература
Subscribe
promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 40
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments