Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

Лучшая рецензия на фильм "Левиафан")

Василий ШИРЯЕВ
Похули Бога и умри-2
Тело здесь, а душа далеко.
гр. «Бутырка»

Фильм, в котором звучат «Владимирский централ» и «Золотые купола», где такая природа и такие женщины, не может не нравиться.

Согласно легенде, фильм снят также по книге «Левиафан» Фомы Гопса, книге, которую не читал не только (спорю на 5 штук) ни один из съёмочной бригады, но и ни один из зрителей фильма вообще. Да вообще её никто не читал. Когда в Англии началась бодяга (Долгий Парламент) и запахло Смутой, Гопс застраховался и рванул через канал во Францию, где в это время наводил порядок кардинал Ришельё, более известный по мотивам фильма с Боярским. Гопс посмотрел на это, и Ришельё нашёл благоволение в очах его, и он написал некую книжку. Но не «Три мушкетёра», а, напротив, «Левиафан», но тоже примерно на ту же тему (отчего славные парни идут в спецслужбы). И в этой книге Гопс, конечно, всячески предостерегал от и выступал за. Неважно, в какой форме. В то время исполнилось число английских эмигрантов в Париже, которые книжку эту прочли и содержание оной не одобрили и хотели Гопсу увечья нанести несовместимые. Тогда робкий Гопс угобзил Парламент и слился обратно в Англию.

И, приехав обратно на родину, Гопс написал книгу «Бегемот» — собственно историю Английской Смуты, которая, разумеется, сразу же по написании была запрещена. В то же время тихонько доходил у себя в деревне лишенный зрения Джон Мильтон. Мильтон, кстати, вообще-то поэт, но больше известен киноманствующим как соименник Сатаны в фильме «Адвокат дьявола» в исполнении, конечно, Аль Пачино. Так вот, Мильтон активно участвовал в смуте, по итогам которой король потерял голову, а Мильтон зрение, в результате чего стал прозревать вещи, телесным очам невидимые, и написал поэму «Потерянный рай», которую тоже никто не читал, кроме кучки фанатов одноимённой дум-металл группы. Поэма эта посвящена восстанию Даницы-Люцифера (т.е. Английской Смуте).

Кроме что Paradise Lost — это тот же «Левиафан-Бегемот» только 5-стопным ямбом, Мильтон прозревал также в сущность кинематографа.



Michael from Adam`s eyes the film removed

Which that false fruit that promised clearer sight

Had bred...

(John Milton, Paradise Lost, XI, 412–414)



Film по англо-саксонски — это крайняя плоть. Ко временам Мильтона оно уже толковалось расширительно, как любая плева либо бельмо. Таким образом, этимология даёт нам правильное понимание феномена фильмы вообще, а именно не прозрения (Видовдана), а напротив — бельма, пелены, препоны, сотканной из крайней плоти. Слоганом кина-кинища в целом может стать неприличная матерная отбрехушка на слово-паразит «короче» — «… вам в очи», которую можно услышать в творчестве Стаса Барецкого и в «Ёлочных игрушках».

(Михаил тут — это, понятно, Митра, Непобедимое Солнце.)

Психологический план кина — непостижимость женщины и крутизна мужчины в глазах эдипального мальчика. Звягинцев говаривал, что снимает одно и то же кино, и он в этом не одинок. И баснословный Михалков и бр. Коэны тоже снимают одно и то же кино, писателµ пишут одну и ту же книгу, а журналисты — одну и ту же статейку. Это нормально.



Дело в том, что тему надо варьировать, и даже обычное отсутствие мыслей тоже варьировать надо. Куда варьировать Андрею Звягинцеву?.. Можно к теме надстраивать надстроечки и пристраивать пристроечки, а можно убирать в теме (или в темени?.. ну, неважно) то, что уже слишком очевидно самому. Звяга ругали за недосвязанность завязок. Так ведь он нарочно убирал мотивировки — непоняток ради для. Чем более мастер снимает, тем у него выше склонность убирать лишние с его т.з. мотивировки и переходы. Я его понимаю, я, когда статейки свои пишу, тоже лишние (очевидные мне) логические (или нелогические, т.е. ассоциативные) переходы затираю. Единственно следует понимать, что толкователи начинают истолковывать такое сочинение соответствующим образом. Как … на душу положит.

В отличие от «Возвращения» (который на самом деле был блатным паханом), в «Левиафане» пристроена дальнейшая вертикаль. Пристроена она в духе этого самого нелепого дома (грех действительно его не снести, видимо, он Мадянова эстетически раздражал). Роман-мальчик — человек. Отец человека, Серебряков, — большой человек. Мадянов — самый большой человек, т.е. Бог. Архиепископ же — смотрящий за Богом, как в замечательном угрюм-бурчеевском проекте.

Это традиционно звягинцевская тема, и называться кину следовало «Бегемот». Мы это уже видели в «Возвращении». Младший сын подставляет папку и способствует его гибели любыми средствами. Отцеубийство так или иначе. А на самом деле он восхищён мощью власти (которая есть и Бог, и Господь) и ненавидит себя за это. Ему бы надо в БДСМ-клуб походить, это бы его успокоило.

Надо заметить, что наш прототип (в отличие от амерского) городничего-таки вальнул.


Tags: Кино
Subscribe
promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments