Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

1 сентября_детали праздника

Наиполнейшую информацию о праздновании 1 сентября в России можно найти в Инете, но не сразу) -- материалы в Википедии и РИА -- содержательные, но не исчерпывающие -- нужно переходить на новые и новые ссылки, которые штрих за штрихом позволяют нарисовать общую картину генезиса праздника.

Например, такой тезис:
Истоки праздника связывают с пришедшим из Византии в Россию в XV веке обычаем отмечать наступление нового календарного года в первый день осени. С 1492 года 1 сентября на Руси стали отмечать церковно-государственный праздник Новолетия, с которым нередко связывалось и начало учебного года.
Традиция начинать год с 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Православная Византийская Империя праздновала эту дату с первых же веков своего существования. В таком праздновании был и духовный, и светский смысл. Духовный – потому, что многие византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось и само сотворенное Богом время. Мирской же смысл заключался в том, что к сентябрю заканчивались все полевые работы, и государство успевало полностью собрать причитающиеся ему налоги с нового урожая.



Новолетие связывают со словом «индикт» или «индиктион» (лат. indiction – «объявление»), первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный императором Диоклетианом.
Каждый финансовый год в империи начинался именно так, император делал объявление-indiction сколько надо платить в этом году, а сборщики налогов собирали подать со всех внесенных в список налогоплательщиков. Каждый 15 лет происходила переоценка имений жителей империи, согласно которой и взымалась подать.
В результате слово индикт стало обозначать и объявление императора, и 15 летний отрезок времени и каждый год внутри этого отрезка. Внутри 15 летнего индикта отсчитывали ежегодные индикты, начиная с 1 до 15. Индиктивный счет года начинался с 1 сентября текущего года по 1 сентября следующего.
Именно 1 сентября начинался сбор урожая, а сборщики приступали к сбору с подданных продуктового налога.

[Тут можно весело пройтись по теме, что в 2015 году истек 15-летний индикт В.Путина): он вступил в должность Президента России 7 мая 2000 года]

На Руси было широко распространено также мартовское летосчисление, когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения).
Именно в этот день согласно Библии ангелы известили Деву Марию о будущем рождении Иисуса Христа. Этот календарь сформировался ранее в 11 веке и также пришел к нам из Византии.

С 1492 года Новый год начинался с 1 сентября и в Московской Руси. Женившись на последней византийской царевне, великий князь Иван III, объявил Новолетие официальным церковно-государственным праздником. И с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством в этот день «здравствовали» царю. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году итальянский путешественник Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни». Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов.

В 1700 году эта традиция, в числе многих других, была искоренена Петром I. Гражданский Новый год стали праздновать 1 января. Однако, церковный, а главное, сельскохозяйственный календарь остались прежними. Залучить крестьянских и даже дворянских детей из деревни в городские учебные заведения до окончания страды не представлялось возможным. Негосударственные сельские школы грамоты и вовсе начинали свои занятия 1 декабря в день памяти пророка Наума с тем, чтобы закончить их уже к Пасхе или даже к Благовещению (25 марта). Разумеется, для систематических занятий в государственных средних и высших учебных заведениях такой график был непригоден. Поэтому вплоть до конца XVIII века они старались держаться прежнего, допетровского годового круга.

Нельзя забывать, что счет времени и в Византии, и в Московской Руси, и в Российской Империи вплоть до 1918 года велся «по старому стилю», т.е. по юлианскому календарю. Поэтому, например, сегодняшние церковные учебные заведения открывают свои двери не 1, а 14 сентября. С этой разницей нужно считаться, и читая архивные документы о русских школах XIX –начала ХХ веков.

Так, 91 статью первого в России единого Устава средних учебных заведений от 5 ноября 1804 года, гласящую, что «учебное время в уездных училищах продолжается также, как в гимназиях, то есть от 1 августа предыдущего года по 1 июля следующего года», не следует понимать (а тем более, возрождать) буквально. На самом деле, речь идет о том, что учебный год начинался 14 августа, в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 16 (29) августа, сразу по окончании поста, и заканчивался 1 (14) июня.

Но если за гимназиями и университетами государство следило более или менее пристально, то остальные учебные заведения работали вразнобой. В опубликованных документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и даже 15 октября. Самое печальное, что многие публикаторы при этом забывают упомянуть по какому, старому или новому стилю приводится дата, так что ситуация становится еще запутанней. Одно можно сказать точно, начало учебного года в школах, не финансируемых из государственной казны, не было регламентировано никаким единым официальным документом. И в деревнях, и в городах учредители при решении этого вопроса руководствовались исключительно местными традициями и здравым смыслом.

Что же касается СССР, то взятый им курс на построение единой государственной системы всеобщего обучения с самого начала предполагал жесткую стандартизацию большинства ее параметров, в том числе и учебного режима. Однако вплоть до середины 1930-х годов эта задача оставалась неразрешенной. Директора советских школ времен НЭПа относились к началу учебного года также вольно, как их дореволюционные предшественники. Даже постановление Совнаркома «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 года настаивает лишь на том, чтобы все дети в возрасте 8-10 лет были «приняты в школу осенью».

Единое начало учебного года было введено в СССР лишь через пять лет. Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» от 3 сентября 1935 года в первой же статье устанавливает «во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их – в первых трех классах – 1 июня, в IV-VII классах – 10 июня и VIII-X классах – 20 июня, зимние каникулы – с 30 декабря по 10 января, весенние в продолжение шести дней».

График, не в пример нынешнему, весьма жесткий. Правда, следующая статья постановления также жестко запрещает проводить в начальных классах больше 4-х, а в средних и старших больше 5 уроков в день, но это уже другой разговор.

Поскольку Постановление от 14 августа гуглится не очень просто, выношу его сюда (можно обратить внимание, что продолжительность учебного года устанавливалось жестко -- 225 учебных дней -- это очень немало -- соответствует нынешнему максимальному, исключительному количеству дней

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
N 43
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
N 308
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 1930 года

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения.
По сравнению с дореволюционным временем начальным обучением охвачен гораздо более широкий круг детей школьного возраста.
Однако подготовка и проведение всеобщего начального обучения шли до сих пор неудовлетворительным темпом. Советские органы, в частности народные комиссариаты просвещения и местные исполнительные комитеты, а также профессиональные и общественные организации уделяли этому делу совершенно недостаточное внимание.
Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех центральных и местных органов власти на то, что всеобщее начальное обучение является важнейшей политической задачей ближайшего времени. Вместе с тем, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР подчеркивают, что действительных успехов в этом деле можно достигнуть только при условии активнейшего участия широких масс трудящихся и общественных организаций.
Призывая профессиональные, комсомольские, кооперативные и другие общественные организации, а также всех рабочих, трудящихся крестьян, особенно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самодеятельность и энергию и добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Ввести с 1930 - 1931 гг. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.
Установить с 1930 - 1931 гг. обязательное прохождение всего курса для I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.
2. Ввести с 1930 - 1931 гг. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).
3. Ввести с 1930 - 1931 гг. всеобщее обязательное начальное обучение (мальчиков и девочек) в объеме школы семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929 - 1931 гг.
Установить в тех же местностях с 1930 - 1931 гг. обязательное прохождение всего курса школы семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развертывание сети фабрично-заводских школ семилеток.
Правительства союзных и автономных республик и краевые (областные) исполнительные комитеты, а также районные исполнительные комитеты могут вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплошной коллективизации.
4. Значительно усилить с 1930 - 1931 гг. развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы в 1932 - 1933 гг. охватить ими основную массу колхозной молодежи.
5. В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допускается для внегородских поселений в отдельных культурно-отсталых республиках и автономных областях и некоторых отдаленных районах отступление (не более чем на 1 - 2 года) от указанных выше сроков проведения всеобщего обязательного начального обучения.
Эти отступления разрешаются в каждом отдельном случае правительствами соответствующих союзных республик.
6. Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети.
За неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законодательства союзных республик.
7. Ответственность за проведение всех практических мероприятий, обеспечивающих осуществление всеобщего обязательного начального обучения, возлагается на городские, поселковые и сельские советы и районные исполнительные комитеты.
8. Чтобы обеспечить всеобщее обязательное начальное обучение необходимыми средствами, принять следующие меры:
а) начиная с 1930 - 1931 гг. должны быть значительно усилены ассигнования как по местному, так и по единому государственному бюджету, в частности по фондам на строительство школ, со специальной дотацией из общесоюзного бюджета; размер этой дотации устанавливается Советом народных комиссаров Союза ССР;
б) к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию школ всеобщего обучения должны быть привлечены хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации; в финансовых отделах хозяйственных органов по крупному капитальному строительству должны предусматриваться капитальные вложения на строительство школ для всеобщего обучения в размерах, утверждаемых правительством Союза ССР и правительствами союзных республик, по принадлежности;
в) должна быть привлечена самодеятельность широких трудящихся масс на основе социалистического соревнования (специальные отчисления, поступления от коллективной запашки культурных гектаров земли, помощь шефов, бесплатное трудовое участие и проч.).
9. При расходовании средств на школьное строительство в первую очередь удовлетворять нужды основных промышленных районов и рабочих центров, совхозов и районов сплошной коллективизации, а также культурно-отсталых национальных районов.
10. Чтобы обеспечить всеобщее обучение необходимыми школьными помещениями, предложить правительствам союзных республик издать постановления об использовании по прямому назначению школьных помещений, занятых для других надобностей, а также об использовании под школы всеобщего обучения бывших помещичьих усадеб, конфискованных кулацких домов и т.п.
11. Поручить правительствам союзных республик, а также органам, распределяющим строительные материалы, принять меры к обеспечению строительства и капитального ремонта школ всеобщего обучения необходимыми строительными материалами в полном соответствии с планом осуществления всеобщего начального обучения.
Городские, поселковые и сельские советы, а также районные исполнительные комитеты должны заканчивать ремонт школьных зданий и мебели, а также подготовку топлива, книг, учебных пособий и письменных принадлежностей до начала наступающего учебного года.
12. Чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучения, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия:
а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них, а также вводить применение других форм подготовки учителей;
б) принять меры к привлечению на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности;
в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений;
г) усилить коммунистическое и рабочее ядро среди учителей.
13. Поручить правительствам союзных республик установить нормальное количество учащихся на одного учителя.
14. Поручить правительствам союзных республик пересмотреть учебные планы и программы педагогических институтов, техникумов и курсов и провести в жизнь мероприятия, обеспечивающие марксистско-ленинскую и политехническую подготовку учителей.
15. Учитывая важность и сложность новых задач, возлагаемых на учительство, поручить правительствам союзных республик значительно улучшить материальное положение учителей трудовой школы.
Обеспечить с 1930 - 1931 гг. снабжение учителей сельской трудовой школы продовольствием и промышленными товарами по нормам, установленным для промышленных рабочих.
16. Чтобы улучшить обучение и чтобы предоставить детям наименее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты действительную возможность успешно учиться, принять следующие меры:
а) с 1930 - 1931 гг. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплатного снабжения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и т.п.;
для этого должны быть увеличены бюджетные ассигнования на эту помощь, привлечены средства общественных организаций, а также должны быть образованы специальные фонды в порядке, устанавливаемом Советом народных комиссаров Союза ССР;
предложить Народному комиссариату внешней и внутренней торговли Союза ССР и Центральному союзу потребительских обществ Союза ССР принять меры к созданию на местах фондов продовольствия, обуви и одежды для удовлетворения нуждающихся учащихся школ всеобщего обучения;
б) широко развернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а также предварительную, до поступления в начальную школу, подготовку детей рабочих, батраков и деревенской бедноты; к этому необходимо привлечь в порядке общественной работы учителей, актив родителей, учащихся старших групп, пионерские организации, а также использовать в порядке производственной практики учащихся педагогических высших учебных заведений и техникумов;
в) всемерно усилить политехнический характер школ всеобщего обучения;
г) поручить правительствам союзных республик установить в трудовой школе нормальную продолжительность учебного года, как правило, не менее 225 учебных дней, с учетом местных особенностей.
17. В целях мобилизации средств и сил советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обучения создать в срочном порядке при краевых (областных) исполнительных комитетах, районных исполнительных комитетах, городских, поселковых и сельских советах комитеты содействия всеобщему обязательному обучению.
18. Поручить правительствам союзных республик на основе настоящего Постановления:
а) не позднее чем в 10-дневный срок издать постановления о введении всеобщего обязательного начального обучения;
б) при пересмотре пятилетнего плана культурного строительства разработать планы проведения всеобщего обязательного начального обучения, предусмотреть необходимость обеспечить выполнение этих планов средствами, школьными помещениями и педагогическими силами.
19. Поручить Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и народным комиссариатам рабоче-крестьянской инспекции союзных республик установить систематическое наблюдение за проведением всеобщего обязательного начального обучения.
Председатель
ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН

Заместитель Председателя
СНК Союза ССР
Я.РУДЗУТАК

Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ



Руководство страны чутко учло древние традиции -- так появилась традиция отдавать детей в школу осенью.

Но еще в середине 30-х Наркомат просвещения был крайне недоволен, как реализуются его решения.
Вот выдержка из одного из документов Наркомпроса по Чувашии

Заслушав доклад представителя Уполномоченного Комиссии
Партийного Контроля по Чувашской АССР тов. Андреевой, Совет Народных
Комиссаров Чувашской АССР отмечает, что постановление ЦК ВКП(б) и
СНК Союза от 3 сентября 1935 года об организации учебной работы и
внутреннего распорядка в начальной, неполной средней и средней школе
выполняется в Цивильском и Козловском районах неудовлетворительно.
Второй класс Челшаминской школы Козловского района начал занятия 9
сентября, Чуратчинская школа Цивильского района затянула комплектование
8 класса до 10 сентября.
Имеется в ряде школ недоохват детей обязательным обучением: в
1936-37 учебном году по Цивильскому району детей 8-10-летнего возраста
осталось вне школы 431 человек, по Козловскому - 320 человек, а по всей
республике план охвата учащихся 5-7 классами выполнен только на 94 проц.
Районо, сельсоветы, а также и школы не приняли решительных мер по
вовлечению детей в школы и привлечению к ответственности родителей, не
пускающих детей в школу.

6. Обязать Наркомпрос и районные отделы народного образования
вести систематическую борьбу за повышение качества учебы в школах,
изучая преподавательские кадры, систематически контролируя за
повышением квалификации учителей и очистив школы от случайных людей.
Организовать помощь учителю в изучении теории педагогики и усвоению
лучших методов преподавания. Вовлечь преподавателей в соревнование за
высокое качество учебы.
7. Поставить в школах на должную высоту привитие детям
культурных навыков, добиваться вежливого обращения, предотвращать
хулиганские поступки и случаи антиобщественного поведения учащихся
путем улучшения воспитательной работы и поднятия ответственности за это
дело классных руководителей.
8. Наркомпросу и. его органам на местах вести жесткую борьбу с
антипедагогическими приемами в работе учителей и привлекать к суровой
ответственности виновных в избиении детей.
9. Усилить состав преподавателей и воспитательную работу в
педтехникумах, готовящих кадры учителей.
10. Повести жесткую борьбу с фактами бытового разложения среди
учительства, имеющими место в отдельных школах.
11. Принять к сведению, что директор Таушкасинской НСШ Ефимов,
Визикасинской средней школы Игнатьев с работы сняты и дело на них
передано в судебно-следственные органы.
Поручить прокурору республики товарищу Назарову ускорить
рассмотрение дел на них.
12. Предложить Наркомпросу укрепить состав учителей
Таушкасинской школы, Цивильского района и Дятлинской школы,
Козловского района лучшими кадрами.
13. Обязать председателей райисполкомов лично следить за
своевременным отпуском школам денежных средств, предусмотренных
утвержденными годовыми сметами, и не допускать таких задержек в
открытии кредитов, какие имели место в 1936 году.
14. Предложить Наркомиросу провести во всех школах проверку
выполнения постановления ЦК и Совнаркома от 3 сентября 1935 года об
организации учебной работы и внутреннего распорядка в начальной,
неполной средней и средней школе и постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля
1936 года о педологических извращениях в системе Наркомпроса и о
результатах доложить Совнаркому к 1 марта 1937 года.


В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден День знаний.

Так 1 Сентября на законных основаниях появилось в календаре и стало официальным праздничным днем.

Однако на протяжении нескольких лет этот день продолжал оставаться учебным. В новом формате его впервые отметили только 1984 году.

В школах вместо классного часа первым уроком начали проводить Урок мира, целью которого стало воспитание патриотизма, гордости за Родину и гражданственности. Постепенно в учебных заведениях отказались от привычных уроков, День знаний перестал быть учебным, его наполняли различными увеселительными мероприятиями и развлечениями.

Инет рассказывает, что в США до сих пор нет единой даты начала учебного года. В каждом штате существуют свои правила — кому-то приходится сесть за парты начале июля, кому-то в первые дни августа, а кого-то учеба ждет в сентябре. Австралийские школьники берут в руки учебники в феврале, а немецкие ребятишки прощаются с каникулами в середине октября.
-------------------

Прочитал (с удивлением), что родоначальником многих школьных традиций стал заслуженный учитель СССР Фёдор Фёдорович Брюховецкий -- благодаря ему, 1 сентября стал праздничным днём.
Ф.Ф.Брюховецкий придумал праздник первого и праздник последнего звонка (а также Праздник труда и праздник «За честь школы»)
(любопытно, как приживались эти праздники -- они кажутся нам давними, но придуманы они во второй половине 20 века)
-----------------------------

Еще один вопрос, когда и как появился "урок мира" в школе.

Этот праздник будут широко праздновать и завтра -- Всероссийский урок мира.

На моей памяти этот праздник был всегда).
Гугл подсказывает, что как раз после постановления 1984 года в праздничный день вместо обучения стали проводить день мира
--------------

кстати, постановление ЦК ВКП(б) и СНК Союза от 3 сентября 1935 года об организации учебной работы и внутреннего распорядка в начальной, неполной средней и средней школе -- в Инете пока не нашел

Subscribe

promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments