Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

Category:

Новая постапокалиптическая политология по сериалу «Ходячие мертвецы»

Насколько я знаю -- в некоторых (западных) высших учебных заведениях изучают странные дисциплины, связанные с отдельными явлениями современной культуры.
Например, в каком-то испанском колледже есть курсы, посвященные феномену Мадонны, сериалу «Игра престолов» и т.д.

С удовольствием набросал бы сценарий подобного курса по сериалу «Ходячие мертвецы».

Если вы увидите, что идеи, изложенные в этой заметке, где-то уже использованы (для обучения или кинокритики), знайте – их у меня украли!).

Специально не смотрел ни единой критической статьи по поводу «ХМ».
Вообще не читал ни единого (!) материала на этот счет, кроме описания сюжета на Википедии.

Мой разум девственно чист – что вижу, то пою
Итак, курс мог бы называться:
"Ходячие мертвецы" и мировая политика.
"Ходячие мертвецы" и наше неловкое будущее.

Пунктиром набросаю его за несколько заметок.

1. Сначала самое главное.
Название сериала просто отвлекает вас.
Дело не в мертвецах, и кино это не про мертвецов.

Как может убедиться любой зритель, уже к 3-ему сезону, мертвецы превращаются для героев в досадную, докучливую, но всё-таки незначительную помеху – их спокойно выкашивают стадами.

Прополка от мертвецов рядом с какой-нибудь зачищенной от них же территории ведется методично и с большим эффектом.
Простая арифметика:
Десяток героев сериала, ежедневно совершая прополку и убивая по 20 мертвецов, непринужденно ликвидируют в год боле 73 тысяч "ходячих".

Поскольку до 5 сезона сюжет разворачивается примерно в пределах одного штата, в котором действует несколько групп, хорошо управляющихся с мертвецами, можно предположить, что только в одном штате в год может уничтожаться только подручными средствами (без танков пулеметов, пушек и напалма) от 200 тысяч до миллиона мертвецов.

(а ведь происходят и массовые расправы с мертвецами – групповые сожжения, взрывы)
(конечно, в зомби обращаются и просто умершие и убитые не выстрелом в голову -- но исходя из концепции сюжета (весь мир захвачен мертвецами), пополнение армии "ходячих" должно составлять ничтожно малый процент)


Т.е. по самым скромным подсчетам, герои фильма и похожие на них энтузиасты по зачистке мертвецов, просто изредка прерываясь между приемами кофе, смогли бы смолотить до 50 миллионов «ходячих» (повторяю – при изысканных методах уничтожения, можно смело умножать эту цифру  на 10).
За три года, в течение которых развивается сюжет, на территории США можно было устроить комфортную жизнь для всех переживших Апокалипсис и полностью избавиться от последствий последнего Крестового похода.

Кроме того, учитывая крайнее скудоумие и несовершенство «ходячих», выжившие могли преспокойно устроить свою жизнь – на небольших островах (подобных Ки-Уэсту, Манхэттену, Капри и Валааму) и на таких возвышенностях как Сан-Марино.

Потом у «ходячих» бы закончился физиологический моторчик (никакая фантастика не сможет объяснить, почему примитивное существо с отдельными сохранившимися функциями мозга продолжает действовать без подпитки).

Жизнь в сценарии, когда большинство человечества так благополучно самоуничтожилось – прекрасна.

Именно такое самоуничтожение могло бы стать счастливым исходом для перенаселенной Земли, кромешной бедности в одних её частях, недостатком ресурсов в других.

Нам ведь хорошо известно, что некоторые поговаривают о возросшей численности населения и кроющимися за этим проблемами – от эпидемий до революций.

Более того, некоторые даже вполголоса говорят – избирательная войнушка и эпидемия были бы не так уж плохи.

Теперь первый вывод из первого пункта:
Создатели сериала, возможно неосознанно, возможно иррационально уловившие что-то, лейтмотивом запустили страшную концепцию:
Апокалипсис сам по себе не столь страшен, сколь страшны пережившие его люди.

Герои фильма иногда даже с каким-то одухотворенным выражением и интересом (без брезгливости) взирают на «монстров».

Этот ходячий ужас (учитывая, сколько творческих усилий вложено в грим) иногда даже кажется чем-то вроде произведения (инфернального, но всё-таки) искусства.
Эти «монстры» – крайнее выражение постапокалиптического ужаса: уродливые, гноящиеся, разлагающиеся.
Но скоро они становятся почти домашними.
Как тараканы.

Можно спокойно ужинать, наблюдая, как они целыми стадами идут под нож.
Крайняя брезгливость и ужас уходят – мертвецы становятся интерьером, декорациями для основного сюжета.
Другую важную функцию, которую они начинают выполнять – функцию рока, возмездия, судьбы (зачастую слепой).
Мертвецы становятся катализатором, который двигает героев по постапокалипсису.

И тут важен второй вывод из первого пункта:
«Ходячие мертвецы» – это не пораженные эпидемией голодные примитивные существа, как будто преимущественно населяющие планету.
«Ходячие мертвецы» – это выжившие, маневрирующие средь "гнилых" люди.


Именно они в количественном отношении составляют меньшинство на Земле.
Они – выродки среди основной массы передвигающихся по планете существ (поэтому именно они -- мертвецы – существа, чьё существование фактически прекращено, остались какие-то конвульсии в агонии, но всё реже и слабее).

Именно выжившие «ходячие мертвецы» представляют наибольшую угрозу друг для друга.
Именно они своими агонизирующими действиями наносят определенный максимальный урон.
И именно у них есть шанс «обратиться» – т.е., пережив физическое и духовное перерождение, стать чем-то иным (другим чем был в предшествующей жизни).

Третий вывод:
(иррациональная) конструкция, что выжившие (сколь бы мало их не было) не смогут сосуществовать, пока не переродятся, является сдерживающим основанием для негуманистических идей о благотворности «проектов» по снижению численности населения.

Такие «проекты» необратимо приведут к тому, что придется столкнуться с еще большим, чем прежде злом – с тем, что дремало в человеке, когда его сдерживали преграды прежней цивилизации.

Ведь именно рушащиеся преграды (заборы в тюрьме и маленьких городках), которые сносят стаи зомби – метафора для сдерживающих контуров цивилизации: если выбить у неё какую-то подпорку, на освободившийся простор хлынут не умозрительные, а настоящие «ходячие мертвецы», чтобы (перестав быть тварью дрожащей) устроить новый порядок, используя «право кольта» и вооружившись верой в отсутствие Бога и невозможность возмездия после смерти.
Фильм постоянно указывает -- почти невозможно поверить в какое-то более страшное небытие и какое-то загробное возмездие.
Возмездие уже наступило (или продолжает наступать здесь и сейчас из Магнума 44 калибра). Небытие уже здесь. Его приходится проживать день за днем, но герои доказывают, что это не так.

Прежде чем приступить ко второй части, следует отметить, что сюжет сериала внутренне противоречив.
Создатели, уловив что-то иррациональное, что всегда кружится вокруг людей творческих намешали внутрь столько противоречивого, что, вытаскивая по ниточке всё это иррациональное, диву даешься.

Всевозможные противоречия вскрываются в самом главном -- противопоставлении героев себя и своего мира в ситуации "До" Апокалипсиса ситуации "После".

Один пример-вступление ко второй части:
Герои всё время расплачиваются за себя и за цивилизацию, ограничительные барьеры которой сломаны.
"Ходячие" становятся одновременно ограничительным "барьером" новых условий и "проводником" расплаты.

В первом сезоне будущая "группа Рика" "затаривается" в универмаге -- в зале, где развешана одежда, утратившая консюмеристское значение (и это особенно очевидно на фоне взирающих через стекло зомби)).

Андреа находит поддается прежнему доапокалиптическому порыву и берет какой-то брелок, чтобы подарить сестре.
Переносит в нынешнее прежнюю модель поведение -- как следствие её сестру, которой предназначен подарок-балласт из прошлого, ликвидируют "ходячие"...

Продолжение (и про Россию, и про Китай, и про геополитику "Ходячих")) следуют


Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments