Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

Categories:

Однажды 200 лет назад

«Плот „Медузы“» — magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.

В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.
На отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
Назначенный французский губернатор Сенегала, полковник Julien-Дезире Schmaltz, его жена и дочь были в числе пассажиров.

Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса.
Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели.
Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.

Под угрозой развала судна пассажиры и экипаж запаниковали, и капитан принял решение немедленно покинуть его.
Всего на корабле было 400 человек -- 250 отплыли к берегу на лодках.
Все спасшиеся на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега по отдельности.

Семнадцать человек остались на фрегате (17 членов экипажа остались на мели... спасли ли их?), 147 человек перешло на плот.

На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

В условиях предштормовой погоды команда на лодках скоро осознала, что буксировать тяжёлый плот практически невозможно, опасаясь, что пассажиры на плоту начнут в панике перебираться на лодки, они обрезали буксировочные канаты и направились к берегу.

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Выжившие разделились на противоборствующие группы — офицеры и пассажиры с одной стороны, и моряки и солдаты — с другой.
В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Во время шторма десятки людей погибло в борьбе за наиболее безопасное место в центре у мачты, где хранились скудные запасы провизии и воды, либо было смыто волной за борт. На четвёртый день в живых осталось только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых.

Джонатан Майлз: "плот нес выживших к границам человеческого опыта. Обезумев, оголодав, они забивают бунтовщиков, съедают своих погибших товарищей и убивают самых слабых".

После 13 дней дрейфа, 17 июля 1816, плот был случайно спасен -- никаких особых усилий по поиску выживших не были сделаны.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась бо́льшая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата „Медуза“».
Очевидцы события, Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней тринадцатидневное скитание плота. Книга (вероятно, это было уже второе её издание, 1818 года) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.

Он воспринял драму «Медузы» как общечеловеческую историю.

Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота.

Плотник, служивший на фрегате, исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота, изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры.
Он был одним из первых художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике.

По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды, испытанных после гибели фрегата „Медуза“» (1818). Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов, истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра.

Искусствовед Лоренц Эйтнер выделил несколько главных сюжетов, на которых обратил внимание Жерико в своих творческих поисках: «Спасение потерпевших», «Битва на плоту», «Каннибализм», «Появление „Аргуса“».

Всего в процессе выбора сюжета художником было создано около ста штудий, наиболее интересными для него оказались сцены спасения выживших пассажиров и каннибализма на плоту.

Наконец, Жерико остановился на одном из моментов наивысшего напряжения в истории: утре последнего дня дрейфа плота, когда немногие оставшиеся в живых увидели на горизонте корабль «Аргус».

Жерико снял студию, в которой могло поместиться задуманное им грандиозное полотно (его собственное ателье оказалось недостаточных размеров), и работал восемь месяцев, почти не покидая мастерскую.

Жерико был всецело поглощён работой, он оставил светскую жизнь, к нему заходили лишь несколько друзей. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ.

От тел погибших (один из них соскальзывает в море) и отца, склонившегося над сыном, взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы в сторону корабля.

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа.
Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых.
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. В дальнейшем Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу в США за значительно бо́льшую сумму и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 с условием, что она будет размещена в основной экспозиции.
(сведения из Вики)

Subscribe

  • 40 лет операции "Спецталон"

    В 2018 году обнаружилось много памятных дат: -- 20 лет с момента дефолта -- 10 лет с начала кризиса -- 25 лет прошло после октябрьских событий 1993…

  • Архивы уничтожают, историю фабрикуют

    Что там с архивами еще не вполне ясно, но то, чем в очередной раз занимается Эхо Москвы, это и есть как минимум подмена -- в сообщении про ГУЛАГ…

  • Эта История кого надо История

    Поскольку я люблю Историю и категорически за то, чтобы спокойно обсуждать её события, то меня порадовал доклад Агоры, который промотирует…

promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments