14 июля 2016 года страдающий от депрессий тунисец, с 2005 года проживающий в Ницце и имеющий вид на жительство во Франции, взял напрокат грузовик с холодильной установкой, обманул сотрудников полиции, представившись доставщиком мороженого, и принялся давить грузовиком гуляющих на набережной людей (84 погибших, 202 раненых).
18 июля 2016 года 17-летний афганский беженец напал с топором на пассажиров вечернего поезда в Германии (20 пострадавших).
Удивительным образом сохранилась дата июльской трагедии 356 года до н.э. -- хотя верить ей можно с трудом.
В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар.

Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.
По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара.
Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.
Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход.
Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма.
Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей.
Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.
О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. Но даже те, кто видел огромный храм из белого мрамора снаружи, восхищались его великолепием.
Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры.
Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.
Июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида не помогла.
Герострат совершил святотатство и нанес тяжелейший финансовый ущерб городу.
Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?
На этот счет существует несколько версий
1. Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться.
Но греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. (что делает признание Герострата сомнительным, а по нынешним представлениям -- ничтожным).
Разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.
Лурк: Молодой и амбициозный, но неопытный житель города Эфес Герострат очень мечтал прославиться.
Но, в отличие от всяких там супергероев и прочих паладинов, он не хотел долго трудиться ради своей мечты, а хотел всего и сразу.
Поэтому он не стал сеять разумное-доброе-вечное, переводить старушек через древнегреческие улицы и снимать котят с древнегреческих пальм, а пошёл по пути наименьшего сопротивления. Герострат уничтожил огнём третье чудо света, храм Артемиды в Эфесе, а именно поджёг деревянную статую Артемиды, пропитанную жиром из ожерелья бычих яиц, которые вешали на неё как на богиню плодородия. Разумеется, малолетнего дегенерата быстро поймали и прокатили на древнегреческом пативене.
Под пытками Герострат сознался, что то, что он совершил, было сделано им исключительно ради славы. Дегенерата приговорили к высшей мере наказания и немедленно привели приговор в исполнение. А после, вероятно, чтобы обломать тому кайф в загробной жизни, судом было издано распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия храм богини Артемиды».
Историкам запрещено было упоминать имя Герострата в летописях, а по всей Греции раскатывали глашатаи, призывающие народ забыть имя сжёгшего храм.
Таким образом, те, кто никогда не слышал о нём, смогли невозбранно узнать о новом герое эпохи.
=================
В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей, однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.
Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.
Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.
Одним из «спонсоров» восстановления храма стал легендарный завоеватель Александр Македонский.
По преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар -- в ночь на 21 июля 356 года.
Историк Тимей и вслед за ним Цицерон и Плутарх утверждали, что храм Артемиды сгорел в ту самую ночь, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский.
Как известно, именно Александр Македонский воплотил первый интеграционный европейский проект (нынешний Запад ловко выводит себя именно из греческой колыбели и демократии).
И двигался этот проект также как и некоторые нынешние европейские проекты -- на Восток.




2. Есть и другая версия -- Герострат был героем, борцом за независимость.
Он выступал как раз против другого, неевропейского проекта -- в то самое время как "некий безумный грек из неудержимой жажды прославиться спалил прекрасный храм, после чего хитромудрый греческий суд приговорил пироманьяка к вечному забвению, и самые продвинутые знатоки античных притч порой блещут мудростью, указывая что, вот мол, никто не знает имени архитектора, построившего чудесный храм, но все помнят имя человека, который его сжёг" греческий Эфес был оккупирован персами.
Здесь я сошлюсь на заметку другого автора (Огонь Герострата и шашлык из Бога...), цитату из которого привел выше.
Персидская империя -- была самая первая в мире Империя, раскинувшаяся от Индии до Туниса, от Дуная до Индийского океана.
Уже ей наследовали империя Александра Македонского и Римская империя.

"Сожжение храма в городе, покорившемся врагу придает истории Герострата несколько иной оттенок (как тут не вспомнить горящие дома и храмы Москвы в 1812 году или взорванный в Киеве диверсантами ГРУ вместе с немецкими оккупантами древнейший Свято-Успенский храм в 1941-м...)
Город Эфес был одним из крупнейших торговых и культурных центров Античной Греции -- на средиземноморской побережье Малой Азии, на территории современной Турции.
С территории античного Эфеса, греки ушли лишь 85 лет назад, когда в ходе кровопролитной войны греческие националисты, поддержанные англо-французской «Антантой», проиграли турецким националистам, которых поддержали большевики, приславшие им оружие и «красных маршалов» Фрунзе и Ворошилова…
За год, до того как Герострат поджёг храм, Персидская империя утопила в крови грандиозное восстание в другой своей провинции-сатрапии – в Египте. Египетские повстанцы сопротивлялись отчаянно, им даже на время удалось восстановить национальную династию Фараонов. Но молодой и энергичный персидский царь Артаксеркс III Длиннорукий сумел подавить восстание. Взяв штурмом мятежные города, он зарезал божественного быка Аписа – воплощение главного египетского бога Пта-Осириса. Не обделённый чувством юмора персидский царь приготовил для своих офицеров из зарезанного бога шашлык…
Поэтому греческие купцы и богатеи ни в свободных полисах, ни в оккупированных персами сатрапиях, не спешили поднимать восстание против такого бравого императора, способного сделать шаурму из любого Бога.
Решился один парень: Герострат (даже простому парню из народа могло не нравиться, что огромный храм из белого мрамора с золотой статуей, приносящий немалый финансовый доход, приносит доход оккупационному режиму).
Пожар крупнейшего общенационального символа должен был всколыхнуть всё греческое общество, не оставив смирившимся пути к отступлению.
Обманув стражу, в том числе вооруженную женскую Артемиды-Кибелы, Герострат поджег храм.
Тем сильнее должен был быть гнев Герострата, знавшего что такое чудо служит утешению коллаборационистам, предателям и обывателям.
Огонь Герострата был ничем не хуже огня Прометея. «Преступник» не скрывался. Его схватила стража, а «отцы города» быстренько осудили на смерть и убили, предав Герострата забвению – не столько из хитроумной мести, сколько из трусливого желания замять политический подтекст истории и не прогневать тем самым грозного оккупанта Артаксеркса".
Существует версия, что судьи Эфеса специально приняли изощренное решение о забвении преступника, выступившего против интеграционного проекта Глобального Юга.
Что именно формальный запрет заставит запомнить эту историю и передавать её из уст в уста, чтобы она сохранилась (но или хотя бы сохранила имя героя).
Например, Авл Геллий не называет имя поджигателя и ссылается не на постановление эфесцев, а на т.н. «решение всей Азии» (нужно ли пояснять, кто скрывается за этим решением?).
3. С изощренным решением о забвении связывают и третью, финансовую версию.
Финансовая версия -- наиболее запутанная.
Одна из версий -- кредитная: о том, что за операцией по поджогу храма стояли ростовщики, которые то ли не хотели отдавать деньги, то ли хотели скрыть неудачные операции.
То ли жрецы давали в рост купцам, а купцы не вернули дары Артемиды -- и в итоге указали жрецам, что нечего грубить.
То ли сами жрецы скрывали недостачу перед аудиторами.
Роль Герострата тут тоже описывают по разному.
Мол, его казнь должны была служить напоминанием тем, кто будет выступать против "банковской элиты", то ли против религии.
В любом случае дополнительный пункт о забвении стал чуть ли не свидетельством победы
Лурк: "в результате вольного обращения с собственностью дочери Зевса некоторое количество полимеров было, как обычно, про##но. А потом ещё, ещё и ещё . В итоге набралась некоторая критическая масса, которую без палева нельзя было утаить.
А отвечать надо. Либо перед верховными жрецами, либо перед самой Артемидой.
В итоге внезапно появляется такой удобный парень как Герострат, который кагбе из честолюбия решил зажечь в храме ночь.
И вот уже тёплое лампадное пламя быстро и надёжно скрывает все следы. В итоге колонны храма растащили по всей территории и сейчас их можно встретить в неожиданных местах. Например, в какой-нибудь турецкой мечети.
Таким вот образом древние греки доказали всему миру, что удачный пожар — годная стратегия выхода из разносортных пиз###, что было перепроверено множество раз за всю финансовую историю человечества, и всегда с неизменно превосходным результатом".
===============
Историю Герострата неоднократно интерпретировали.
Итальянский писатель Алессандро Верри в небольшом романе «Жизнь Герострата» (1818) выразил в том числе ненависть к Наполеону.
Кличку «Герострат» носил в детстве один из героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» («Толстый», Миша) за то, что «казённую книжку папироской прожёг».
В 1939 году был опубликован сборник новелл «Стена» французского философа и писателя Жана-Поля Сартра, где одна из новелл носит название «Герострат».
И вот здесь можно подобраться к тем историям, с которых начинается эта заметка.
Жану-Полю Сартру, еще и автору удивительному афоризма "Ад--это другие" принадлежать следующие строки из рассказа "Герострат":
"Но иногда надо спускаться на улицу.
Я задыхаюсь.
Когда ты вровень с людьми, гораздо труднее представлять их букашками: они тебя касаются.
Я знаю, что они мои враги, но они этого не знают.
Они любят друг друга, пожимают друг другу руки. А меня… меня они иногда похлопывали по плечу, потому что считали себе подобным.
Но если бы они могли знать самую нелицеприятную часть правды, они бы меня избили.
Впрочем, позднее они так и сделали. Когда меня схватили и когда они поняли наконец, кто я, они устроили мне страшную трепку… в комиссариате, они били меня в течение двух часов, начав с оплеух, потом били кулаками и выкручивали руки, затем содрали с меня штаны, в довершение всего швырнули мои очки на землю и, пока я, ползая на четвереньках, искал их, хохоча, пинали еще под зад. Я всегда знал, что они закончат избиением меня: я не слишком силен и не могу себя защитить. Они, сильные, давно уже меня подстерегают; они толкали меня на улице, чтобы посмеяться, посмотреть, чем я отвечу. Я молчал. Делал вид, будто ничего не понимаю. Однако они продолжали делать свое дело. Я боялся их – это было предчувствие. Хотя вы, конечно, понимаете, что у меня были и более серьезные причины их ненавидеть.
В этом смысле все пошло гораздо лучше с того дня, как я купил револьвер. Всегда чувствуешь себя сильным, когда предусмотрительно держишь при себе одну из тех штучек, которые могут взорваться и наделать шуму.
Гулял по бульварам среди моих будущих жертв или, запершись в своей комнатке, строил всевозможные планы.
Досуг свой я заполнял теперь составлением нижеследующего письма, которое переписал затем в ста двух экземплярах:
«Месье!
Вы знамениты, и труды ваши издаются тысячными тиражами. Я скажу вам почему: потому, что вы любите людей.
Гуманизм у вас в крови, и это, конечно, большое счастье. В компании вы прямо расцветаете, едва завидя одного из себе подобных. Не зная даже его имени, вы уже чувствуете к нему симпатию. ...
Полагаю, вы будете удивлены, если узнаете, что есть на свете некто, не любящий людей. Да, этот некто – я, и я люблю их так мало, что очень скоро собираюсь настрелять их с полдюжины; вы спросите, почему с полдюжины? Потому что в мой револьвер вмещается только шесть патронов. Чудовищно, не правда ли? И более того, что за аполитичная акция? Но, повторяю вам, я не могу их любить. Прекрасно понимаю, что вы чувствуете. Но ведь именно то, что привлекает вас в них, мне как раз и отвратительно. Я не раз видел, как вы, люди, размеренно пережевываете пищу, стараясь сохранять достойный вид и перелистывая при этом экономический журнал. И разве моя вина в том, что я предпочитаю присутствовать при кормлении тюленей? Что бы человек ни пытался сделать со своим лицом, все это непременно оборачивается какой-то физиономической игрой. Когда он жует с закрытым ртом и уголки его рта поднимаются и опускаются, вид у него беспрерывно сменяющихся безмятежности и удивленной плаксивости. Вы любите это, я знаю, вы называете это неусыпной работой духа. Но мне это противно, не знаю почему; таким уж я уродился"
================
Сарт угадал, что время интеграционных проектов кончилось.
Journal information