Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

Краткая история появления всеудущающего спрута в карикатуре

Русский поэт Максимилиан Волошин, современник мировой войны, сказал: «Это ведь ложь, что это война рас. Это борьба нескольких государственно-промышленных осьминогов. Они совершают свои гнусные пищеварительные процессы, а им посылают отборных юношей»

Это ненаучное исследование посвящено процессу появления спрута как медиаобраза.

Проще сказать, кого не изображали в виде осьминога и/или спрута в истории мировой политической карикатуры: карикатуры в виде осьминога делали на Ротшильда и Моргана,
Карикатуры в виде осьминога/спрута делали на:
– железные дороги США и британский военный флот,
– Ротшильда и Моргана,
– основные монополии США и мира,
– Федеральную резервную систему
– Атлантиду, Британию, Францию, Пруссию, Российскую Империю,
– Гитлера, Сталина, дядю Сэма,
– СССР, Иран, Россию, "Большую Европу",
– ИГИЛ, "Майкрософт" и французский генералитет,
– политкорректность, этику, капитализм и социализм,
– мафию, монархию, сионизм, ислам и бюрократию,
– "Газпром", офшоры и Конгресс с Сенатом США,
– Фейсбук, мормонов, террор и антагонистов Джеймса Бонда из к/ф "Спектр".

Сложно дать даже отдаленное представление о числе карикатурных образов спрута.
Тем более это невозможно в формате, ограниченном десятком рисунком.

Одна из категорически неполных подборок:
=> http://vbulahtin.livejournal.com/2199967.html

К 70-м годам 19 века лагодаря усилиям художников, литераторов и создателей мифологии  образ у спрута/осьминога сложился очень не благообразный: если не зло в чистом виде, то что-то очень близкое к нему.

Этот образ "зла, раскинувшего шупальцы" потом тиражировался так густо и многопланово, что во вторую половину 20 века и по сей день осьминога "отмывали" -- по крайней мере в детском сознании.

Теперь мультяшный образ осьминога очарователен и вызывает доверие


Но образ осьминога неизменно пытаются использовать и для ассоциации с каким-то злом.





Когда и в связи с чем этот образ был использован и каким был генезис этого образа?

Википедия: слова «спрут» и «осьминог» стали распространёнными метафорами для обозначения организаций, представляющих общественную опасность: мафии, монополии, тайных обществ, тоталитарных сект и т. п.

Негативное отношение к осьминогам нашло отражение в художественной литературе.
Виктор Гюго в романе «Труженики моря» особенно красочно описывает осьминога как воплощение абсолютного зла.
"Множеством гнусных ртов приникает к вам эта тварь; гидра срастается с человеком, человек сливается с гидрой. Вы одно целое с нею. Вы — пленник этого воплощенного кошмара. Тигр может сожрать вас, осьминог — страшно подумать! — высасывает вас. Он тянет вас к себе, вбирает, и вы, связанный, склеенный этой живой слизью, беспомощный, чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище.
Ужасно быть съеденным заживо, но есть нечто ещё более неописуемое — быть заживо выпитым".


Аристотель писал об изменении цвета и передачи сигналов осьминогами: "Осьминог ... в поисках добычи так меняет свой ​​цвет, чтобы сделать его таким же как цвет камней, к которым он прислонился; он делает то же самое, когда встревожен"

В связи с мифологией о морских чудовищах сразу после минойской вазы:
около 1500 г. до н.э.

и Медузы Горгоны, на образ отрубленной головы которой мог вдохновить и осьминог (его клюв похож на высунутый язык, а змеи как щупальца).

После Горгоны и вазы тут же появляется Кракен (а потом уже Ктулху)).

В 1802 году французский зоолог Пьер-Дени де Монфор опубликовал исследование моллюсков, в котором предложил различать два вида таинственного животного — Kraken octopus, обитающего в северных морях и впервые якобы описанного ещё Плинием Старшим, и гигантского осьминога, который наводит ужас на суда, бороздящие просторы Южного полушария.

К этому же примерно периоду относят первые гравюры и карикатуры



До политической карикатуры еще довольно далеко.

Хронологически сначала появились японские "эротические" гравюры и рисунки.

В 1814 году японский художник Кацусика Хокусай опубликовал гравюру «Сон жены рыбака», на которой изображены два осьминога и женщина. Гравюра получила большую известность во всём мире и на протяжении столетий.
«Осьминог и ныряльщица» — гравюра по дереву, изображающая половое сношение женщины и осьминога.

Лежащей обнажённой женщине крупный осьминог делает куннилингус и одним из щупалец возбуждает клитор.
Второй осьминог, гораздо меньшего размера, соприкасается своим клювом со ртом женщины и одним из щупалец ласкает её левый сосок. Из надписей на заднем фоне явствует, что все трое получают взаимное удовольствие.

Впервые эта ксилография появилась в 1814 году в трёхтомномой сюнге «Молодые сосны» Кацусики Хокусая.

Я бы сказал, что и японский образ не добавляет осьминогам привлекательности).

Японское творчество в Европе и США вероятно знали не очень хорошо, поэтому в середине 19 века осьминога в рисунках показывают в самых зловещих видах

Вот рисунок В.Гюго и иллюстрация к его книге



Иллюстрация Эдуара Риу и Альфонса де Невиля к книге "20 тысяч лье под водой", Париж, 1871


Почти праздный вопрос -- кто первым в 19 веке взял художественно-литературный образ спрута и "приложил" его к политике?

Это нам сейчас кажется, что осьминог весьма органичен образу организаций, представляющих общественную опасность: мафии, монополии, тайных обществ, тоталитарных сект и т. п.

Но так всегда кажется -- колесо, огонь, пуговицы, скрепки и липучки кажутся элементарно изобретаемыми)

Кто-то был первым, кто увидел связь осьминога и политики, и назвал кого-то чего-то этим похожим на морское чудовище  "злом, раскинувшим шупальцы".

================

Кстати, определенное сходство со спрутом можно обнаружить и у т.н. Летающий макаронным монстром, церковь которого создал физик Бобби Хендерсон ("религиозное"направление Пастафарианство -- своего рода протест против преподавания концепции «Разумного замысла» — теории, согласно которой Вселенная и жизнь были созданы неким «разумным творцом», а не возникли естественным образом в ходе эволюции).

Пастафарианы поклоняются летающему макаронному монстру – существу из тефтелей и макарон, которое, как они считают, создало Вселенную после большой попойки.


Да-да, осьминог -- и держит он, конечно, не тефтели, а половинки человеческого мозга).

Образ спрута на карте.

Сатирические карты были в Европе не в новинку.
Вот, например, образчик 1793 года
"Вторжение во Францию или бомбардировка Джона Булля"

Оформил Джеймс Gillray -- опубликовано в Лондоне Ханна Хамфри в 1793 г. Источник изображения: Британский музей

Или сатирическая карта Европы из 1806 года -- опубликовано Laurie & Whittle (сразу обращает вниманием размер территории России)


В дальнейшем в изображении карт Европы преуспели верные союзники Британии -- голландцы

"Комическая Карта Театра военных действий" (Comical Battlefield Map or Birds-Eye View of Europe)

Опубликовано в Гамбурге -- Berendsohn, 1854 г.
«Библиографически неизвестная карикатура карты Европы, показывающая политическую ситуацию в Крымской войне. Русский медведь, носит императорскую корону с надписью "деспотизма" и с плёткой-девятихвосткой шагает вперед на восток , но смотрит  через плечо на запад по направлению к порабощенной закованной польской деве на коленях. Область, маркированная надписью "Engentliches Russland" (Реальная Россия), также содержит пометки Verrath (Предательство), Bigottery (Фанатизм) и т.д. пальца правой стопы русского медведя принимают форму Крымского полуострова, где французские и английские флоты собираются , чтобы "обрезать когти медведя".

Апогеем сатирического вымысла стала Россия в виде спрута
Казалось бы, всё очевидно -- и автор (Фредерик Роуз), и год издания (1877) и аннотация "почему Россия ужасна" присуствуют на самой карикатуре

BBC даже фильм по мотивам этой карты сняла, объясняя созданные образы

Как известно, в начале 1877 года Россия объявляет войну Османской империи (в т.ч. на фоне широчайшего народно-освободительного движения на Балканах) -- поэтому понятно, почему британская пропаганда так активно взялась за Россию

Но здесь (наверняка) мы имеем дело с плагиатом.

Во многих источниках карту относят к 1870 году -- т.е. еще до спрута-монополий в США
Указывают на автора J.J. van Brederode, карикатура которого была опубликована в городочке Haarlem в Нидерландах

Карта называется "Юмористическая карта войны (боевых действий)"


Почему образ России, представляемой в 16-19 вв. в виде медведя, орла, солдата удивительным образом выродился в образ спрута?.

Возьмём одну из сатирических карт Европы, где Россия изображена в виде спрута.

Британский автор, существование которого можно поставить под сомнение - Фредерик Вильгельм Роуз, компилирует уже имеющиеся в пропагандистской публицистике образы и выпускает в 1877 году в Лондоне серию карт под названием "Serio-comic war map" – можно перевести как "Трагикомические военные карты". В многочисленных публикациях Рунета по поводу этих карт, как правило, называют эти карты "сатирическими"
=> https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q=%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%8B%2019%20%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

На эти карты ссылаются, обосновывая какие-то исторические теории и выводы, например, такого сомнительного качества в заметке на сайте "Толкователя", известного своей "объективностью":
"Это только россиянам кажется, что символ их страны – медведь.
На Западе же Россия уже почти 150 лет воспринимается как всеудушающий спрут.

Осьминогами рисовали последних Романовых, Сталина, Путина и «Газпром».

С другой стороны, в последние годы учёные выяснили, что осьминоги не так и страшны: они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры.

Начиная с середины XIX века, как только Россию назначили после подавления европейских революций 1848 года мировым жандармом, её образ стало принято рисовать в виде спрута. Осьминог и тогда, и тем более в Средние века представлялся архетипом тёмной стороны Вселенской Матери, уничтожающей Эго человека…
Сегодня и самого Путина, и его предприятие «Газпром» Запад продолжает рисовать в виде осьминога. Однако этот образ уже означает скорее не страх, не всепоглощающую Мать, а забавного беспозвоночного, в самом начале эволюционного пути".
=> http://ttolk.ru/?p=5508

Растолковал, так растолковал, нечего сказать – Запад воспринимает Россию как "всеудушающего спрута".
Ложь в каждом слове.
Многие "толкователи" рассказывают про "карту Роуза" в сходной манере.

Можно лишь добавить, что сейчас непросто вспомнить, кого НЕ ИЗОБРАЖАЛИ в виде спрута в истории мировой политической карикатуры.

Ассоциация России со спрутом – надуманная и отчасти неловкая.

Экскурс о том, как Россию изображали на карикатурах
http://vbulahtin.livejournal.com/2209051.html

Россия – не морская держава. Политика Россия, как правило, не ассоциировалась с изощренными и таинственными ходами, хитроумием и изощренным коварством (свойства, которыми наделяли морских чудовищ).
Медведь, чудовище-Cossack, невежественный мужлан крестьянин, обвинения которому выносят все цивилизованные державы и Дух цивилизации, бородатый ребёнок и т.д.


Отчего вдруг спрут?

Слова «спрут» и «осьминог» стали распространёнными метафорами для обозначения организаций, представляющих общественную опасность: мафии, монополии, тайных обществ, тоталитарных сект...

В 1802 году французский зоолог Пьер де Монфор опубликовал исследование моллюсков, а в 1806 году британские карикатуристы, восприимчивые ко всякого рода образной информации, "делают" первую карикатуру с "участием" спрута, осьминога или кракена (называют его расхожим для тех времен именем – Левиафан).

Спрут-Левиафан появляется на картине выдающегося британского художника Джеймса Гилрея, жизнь и творчество которого изучено вдоль и поперек в отличие от "тёмной лошадки" Ф.У.Роуза, о котором практически ничего не известно.

Картина Гилрея, датированная 1 октября 1807 г., называется "Британский флот атакует датский флот в заливе".
British Tars наменование, первоначально используемое для обозначения моряков-купцов или военно-морского королевского флота, особенно в период Британской империи.
=> http://metmuseum.org/art/collection/search/391809
(влияние Британского флота, контролирующего ситуацию на море в 19 веке, Пентагон ставит за образец для подражания для "работы" Армии США в мире).

Карикатура изображает агрессивную вылазку Британии в Данию, когда британский флот превентивно нападает на Копенгаген (повод – подозрения Британии, что датский флот может выступить на стороне Наполеона).

В Британии вспыхнули споры относительно действий британской военно-морской миссии, которая не только захватила датский флот, но и выпотрошила военно -морские магазины Копенгагена.
Лидер палаты лордов и британский военный министр подверглись критике со стороны видных членов британской оппозиции, которую и изображает Спрут-Левиафан (как сказано в описании карикатуры – "мифическое морское чудовище, упомянутое в Ветхом Завете и символизирующее зло").

Символизируют зло:
- Уильям Гренвиль -- политический лидер фракции в парламенте, которая видела ключ к победе в сосредоточении на боевых действий на континенте – в отличие от оппонентов, которые поддерживали войну на море и в колониях. Чуть ранее, в том же 1807 г. Гренвиль возглавлял "Правительство всех талантов", которое отменило работорговлю,
-- Чарльз Грей и граф Сент-Винсент, который все нулевые годы начала 19 века последовательно и эффективно боролся с коррупцией в военно-морском флоте Британии.
Т.е. можно сказать, что в виде спрута фигурируют своего рода "голуби" и оппозиция британского истеблишмента на тот момент истории.
"Хорошие парни" – это "ястребы". Один из них – Джордж Каннинг, герой карикатуры, увлекающий за собой флот.
Именно он становится первым политиком, поставившим визуальную пропаганду на промышленный поток. Он становится своего рода спонсором "британского золотого века британской карикатуры".

Уже в 90-х 18 века у него возникает соглашение с "гением британской-карикатуры" Джеймсом Гилреем. В 1797 г. Каннинг организовывает для Гилрея "секретную правительственную пенсию".
=> http://shannonselin.com/2015/09/george-canning/

Такой расклад во все времена весьма способствует, чтобы оппозиция изображалась в виде библейского чудовища.

✯☭✯

Следующий пример "абсолютного зла" из морских глубин, о котором рассказывал В.Гюго в 1866 г., ассоциируя его со спрутом-гидрой, можно отнести к 1836 г.

В отличие от образа британского спрута-оппозиции, карикатурный образ гидры оказался связан с экономической сферой общественной жизни и непосредственно относился к тому виду зла, который и по сей день мы привыкли связывать с "раскинувшим щупальца злом" – банковской системой.
Карикатура демонстрирует сатиру на президента США Эндрю Джексона, который – читаем по аннотации Библиотеки Конгресса США: "начала компанию, чтобы уничтожить банк Соединенных Штатов и его поддерживающие его банки штатов".
=> http://www.loc.gov/pictures/item/2008661279/

Это момент так называемой "банковской войны" – второй по величине банк США, известный как "Monster Bank," получил слишком большой контроль над американской экономикой.
Э.Джексон видел в этом банке угрозу, в т.ч. потому, что он находился под влиянием богатых иностранных фондов.
Считается, что своими действиями, направленными на сокращение разрыва между доходами богатых и бедных и борьбой с банками (Конгресс США назвал эти инициативы "социальным самоубийством"), Джексон заслужил славу "народного президента".
К слову, в 1836 году гидра не впервые "изображала" враждебный народу (гражданам) институт. На рисунке 8 карикатура эпохи Великой французской революции – многоголовая "Гидра аристократии", сражающаяся с народом (1789) напрашивается на круглосуточную работу гильотины, чтобы срубить множащиеся на тулове головы.

Аристократия, оппозиция, банки… Образы спрута и гидры успешным образом эксплуатировались все последующие годы и использовались для пропагандистской работы в отношении многих явлений.

Хронологически железные дороги США становятся следующим объектом, который долгое время ассоциировали со спрутом (морским дьяволом).

Бурное развитие железных дорог в США привело в т.ч. к сериям всевозможных аварий и смертей, поэтому помимо благожелательного творческого отношения к развитию железнодорожного транспорта, появилась и целая серия критических карикатур.

Едкие изображения были связаны и с руководством железных дорог.
Вот двое из них: Джей Гулд изображен в качестве финансового Мефистофеля, Гарриман изображен в качестве монополиста и работника Уолл-стрит.

ld1907janLeslies

4 марта 1873 года Фрэнк Белью публикует работу "рыба-дьявол – монстр Централизации", изображающей спрута, щупальца которой это отдельные направления железных дорог, они опутали Колумбию (один из символов США), схватили и частью съели некоторых конгрессменов.


1877 год – русско-турецкая война. Именно Британия ведёт тайную и явную политическую войну, чтобы противодействовать успеху Российской империи на Балканах.

Можно легко объяснить, почему в британской карикатуре появляется негативный образ России.
Но есть нюанс, который выскальзывает из внимания "экспертов": к серии трагикомических, сатирических военных карт Уильяма Фредерика Роуза относят и другую карту 1877 года.
И здесь поклонников "забавного беспозвоночного" России могут ожидать сюрпризы.

Считается, что "парной" картой к карте "Россия-осьминог" была карта "Мститель – аллегорическая карта войны", также датированная 1877 г.

Неизвестно, какая карта "Россия-осьминог" или "Россия-мститель" была хронологически первой.

У.Роуз при поддержке своего издателя Джорджа Бэкона не так прямолинеен, как кажется, в освещении "Великого восточного кризиса"

России изображается в виде Ангела-мстителя, "аллегорической фигуры Прогресса" и имеет очевидное сходством с Царём-Освободителем Александром II.

Фигура носит медальон в память освобождения крестьян (1861 г.) и втыкает меч в живот Османской империи. На лезвии высечена надпись "защиту угнетенных".

Англия изображается как св.Георгий и Дракон. Италия представлена в виде дьявола. Папа, потерявший свою светскую власть, находится в полете.
Османская империя изображена как схватившийся за голову "больной человек Европы" (Николай I так назвал Турцию).

Роуз как во всех своих этого рода работах сопровождает образы легендой к карте: "Россия представлена аллегорической фигурой прогресса, наказывающей "больного человека" Турцию за вопиющие жестокости, которые он совершил. На груди [России] блестящие драгоценности, в руках меч, который скорее всего окажется успешен".

Причины, по которой Ангел-мститель и фигура Прогресса стали "всеудушающим спрутом" не только в том, что Россия на Балканах ущемила британские интересы, но еще и в том, что сетевое распространение удобных и выгодных для своей политики материалов, в Британской империи всегда было поставлено лучше, чем в других странах, и на широкую ногу.

Так началась долгая дорога в дюнах -- хождения Осьминога в политической карикатуре -- кстати, совсем скоро появятся Морган, Ротшильд, Stadart Oil и, например, "Борьба славянина"
Автор Pughe John
Опубликовано: журнал "Шалун" 21 июня 1905.
На рисунке изображен русский человек, стоящий в шлюпке -- он, используя топор с надписью "Национальное собрание" вступил в бой с осьминогом с надписью "Бюрократия", который носить корону и королевское платье.
Его щупальца помечены как:
-- Взятки
-- Заточение
-- гнетущее налогообложение
-- деспотизм
-- религиозная нетерпимость
-- Cossackism -- [беспредел правоохранительных органов]
-- некомпетентность
-- жадность


Tags: карикатура
Subscribe
promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments