Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

Время интеграционных проектов кончилось

Почему-то наибольшее число репостов в последнее время именно у этой заметки -- может, люди чуют наступление Эпохи Герострата.

Кое-что в эти июльские дни вновь напомнило совсем о другом июле -- июле 356 года до нашей эры.

Тяга к разрушению
14 июля 2016 года страдающий от депрессий тунисец, с 2005 года проживающий в Ницце и имеющий вид на жительство во Франции, взял напрокат грузовик с холодильной установкой, обманул сотрудников полиции, представившись доставщиком мороженого, и принялся давить грузовиком гуляющих на набережной людей (84 погибших, 202 раненых).
Несколькими днями ранее -- снайпер в Далласе застрелил пятерых полицейских.

18 июля 2016 года 17-летний афганский беженец напал с топором на пассажиров вечернего поезда в Германии (20 пострадавших).

Удивительным образом сохранилась и точная дата июльской трагедии 356 года до н.э. -- хотя верить ей можно с трудом.

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар.


Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.
По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара.
Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход.
Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма.
Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей, но не только...

Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.

О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры. Т.е. к 356 году до н.э.  шел уже 30-ый год оккупации.

Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.

Июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида не помогла.

Герострат совершил святотатство и нанес тяжелейший финансовый ущерб городу.

Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?

На этот счет существует несколько версий

1. Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться.

Но греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. (что делает признание Герострата сомнительным, а по нынешним представлениям -- ничтожным).

Разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.

Лурк:

Молодой и амбициозный, но неопытный житель города Эфес Герострат очень мечтал прославиться.
Но, в отличие от всяких там супергероев и прочих паладинов, он не хотел долго трудиться ради своей мечты, а хотел всего и сразу.
Поэтому он не стал сеять разумное-доброе-вечное, переводить старушек через древнегреческие улицы и снимать котят с древнегреческих пальм, а пошёл по пути наименьшего сопротивления. Герострат уничтожил огнём третье чудо света, храм Артемиды в Эфесе, а именно поджёг деревянную статую Артемиды, пропитанную жиром из ожерелья бычих яиц, которые вешали на неё как на богиню плодородия. Разумеется, малолетнего дегенерата быстро поймали и прокатили на древнегреческом пативене.
Под пытками Герострат сознался, что то, что он совершил, было сделано им исключительно ради славы. Дегенерата приговорили к высшей мере наказания и немедленно привели приговор в исполнение. А после, вероятно, чтобы обломать тому кайф в загробной жизни, судом было издано распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия храм богини Артемиды».
Историкам запрещено было упоминать имя Герострата в летописях, а по всей Греции раскатывали глашатаи, призывающие народ забыть имя сжёгшего храм.
Таким образом, те, кто никогда не слышал о нём, смогли невозбранно узнать о новом герое эпохи.


В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей.
Однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе.

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.

Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.

Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Одним из «спонсоров» восстановления храма стал легендарный завоеватель Александр Македонский.

По преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар -- в ночь на 21 июля 356 года: Историк Тимей и вслед за ним Цицерон и Плутарх утверждали, что храм Артемиды сгорел в ту самую ночь, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский.

Как известно, именно Александр Македонский воплотил первый интеграционный европейский проект (нынешний Запад ловко выводит себя именно из греческой колыбели и демократии).

И двигался этот проект, также как и некоторые нынешние европейские проекты, -- на Восток.







В качестве итога первой версии можно сказать, что поджег храма во славу одного человека иррационально стал связан с началом европейской экспансии.

И с этим итогом напрямую связана и другая версия поджога храма.

2. Герострат был героем, борцом за независимость.

Он выступал как раз против другого, неевропейского проекта.
Греческий Эфес в 356 году до н.э. был оккупирован персами.
И в это самое время появляется прославившийся в веках "некий безумный грек, который из неудержимой жажды прославиться спалил прекрасный храм, после чего хитромудрый греческий суд приговорил пироманьяка к вечному забвению, и самые продвинутые знатоки античных притч порой блещут мудростью, указывая что, вот мол, никто не знает имени архитектора, построившего чудесный храм, но все помнят имя человека, который его сжёг" .

Сошлюсь на заметку другого автора (Огонь Герострата и шашлык из Бога...), цитату из которого привел выше.

Персидская империя -- была самая первая в мире Империя, раскинувшаяся от Индии до Туниса, от Дуная до Индийского океана.

Уже потом ей наследовали империя Александра Македонского и Римская империя.


"Сожжение храма в городе, покорившемся врагу придает истории Герострата несколько иной оттенок (как тут не вспомнить горящие дома и храмы Москвы в 1812 году или взорванный в Киеве диверсантами ГРУ вместе с немецкими оккупантами древнейший Свято-Успенский храм в 1941-м...)

Город Эфес был одним из крупнейших торговых и культурных центров Античной Греции -- на средиземноморской побережье Малой Азии, на территории современной Турции.

С территории античного Эфеса, греки ушли лишь 85 лет назад, когда в ходе кровопролитной войны греческие националисты, поддержанные англо-французской «Антантой», проиграли турецким националистам, которых поддержали большевики, приславшие им оружие и «красных маршалов» Фрунзе и Ворошилова…

За год, до того как Герострат поджёг храм, Персидская империя утопила в крови грандиозное восстание в другой своей провинции-сатрапии – в Египте.

Египетские повстанцы сопротивлялись отчаянно, им даже на время удалось восстановить национальную династию Фараонов. Но молодой и энергичный персидский царь Артаксеркс III Длиннорукий сумел подавить восстание. Взяв штурмом мятежные города, он зарезал божественного быка Аписа – воплощение главного египетского бога Пта-Осириса. Не обделённый чувством юмора персидский царь приготовил для своих офицеров из зарезанного бога шашлык…

Поэтому греческие купцы и богатеи ни в свободных полисах, ни в оккупированных персами сатрапиях, не спешили поднимать восстание против такого бравого императора, способного сделать шаурму из любого Бога.
Решился один парень: Герострат (даже простому парню из народа могло не нравиться, что огромный храм из белого мрамора с золотой статуей, приносящий немалый финансовый доход, приносит доход оккупационному режиму).

Пожар крупнейшего общенационального символа должен был всколыхнуть всё греческое общество, не оставив смирившимся пути к отступлению (?).

Обманув стражу, в том числе вооруженную женскую Артемиды-Кибелы, Герострат поджег храм -- тем сильнее мог быть гнев Герострата, знавшего что такое чудо служит утешению коллаборационистам, предателям и обывателям.

Огонь Герострата был ничем не хуже огня Прометея.
«Преступник» не скрывался.

Его схватила стража, а «отцы города» быстренько осудили на смерть и убили, предав Герострата забвению – не столько из хитроумной мести, сколько из трусливого желания замять политический подтекст истории и не прогневать тем самым грозного оккупанта Артаксеркса".

Возможно --  судьи Эфеса специально приняли изощренное решение о забвении преступника, выступившего против интеграционного проекта Глобального Юга.

Ведь именно формальный запрет заставил запомнить эту историю и передавать её из уст в уста, чтобы она сохранилась (но или хотя бы сохранила имя героя).

В пользу этой версии можно указать на Авл Геллия, который ссылается не на постановление эфесцев о забвении, а на т.н. «решение всей Азии» (нужно ли пояснять, кто скрывается за этим решением?).

3. С изощренным решением о забвении связывают и третью, финансовую версию.

Она наиболее запутанная как всякая кредитная история: якобы за операцией по поджогу храма стояли ростовщики, которые то ли не хотели отдавать деньги, то ли хотели скрыть неудачные операции.

То ли жрецы давали в рост купцам, а купцы не вернули дары Артемиды -- и в итоге указали жрецам, что нечего грубить.
То ли сами жрецы скрывали недостачу перед аудиторами.

Роль Герострата в этой версии тоже описывают по разному.

-- Мол, его казнь должны была служить напоминанием тем, кто будет выступать против "банковской элиты", то ли против религии.
-- Мол, его послали с заданием те, у кого он оказался в долговой кабале.

В любом случае дополнительный пункт о забвении стал чуть ли не свидетельством победы одной башни Кремля над другой именно группировки ростовщиков и растратчиков.

Лурк:

"в результате вольного обращения с собственностью дочери Зевса некоторое количество полимеров было, как обычно, про##но.
А потом ещё, ещё и ещё .
В итоге набралась некоторая критическая масса, которую без палева нельзя было утаить.

А отвечать надо -- либо перед верховными жрецами, либо перед самой Артемидой.
В итоге внезапно появляется такой удобный парень как Герострат, который кагбе из честолюбия решил зажечь в храме ночь.
И вот уже тёплое лампадное пламя быстро и надёжно скрывает все следы. В итоге колонны храма растащили по всей территории и сейчас их можно встретить в неожиданных местах. Например, в какой-нибудь турецкой мечети.
Таким вот образом древние греки доказали всему миру, что удачный пожар — годная стратегия выхода из разносортных пиз### [сложных положений], что было перепроверено множество раз за всю финансовую историю человечества, и всегда с неизменно превосходным результатом".


Финансовая версия в том виде, в котором её излагает неизвестный автор "Проекта 018", как раз связана с реализацией еще одного единственного оставшегося интеграционного проекта современности -- третьего по счету в этой истории -- с построение глобального финансового мира, основанного на ссудном проценте:
Деньги в долг под проценты с древности давали институты, аккумулировавшие сокровища. Пожертвования богам никогда не лежали без дела.
Языческие храмы были в Древнем мире "аккумуляторами" золота. Жрецы давали его в оборот под политические, финансовые и торговые операции.
За пользование деньгами обязательно брали процент -- называли его пожертвованием на храм.
Религия и финансы уживались к обоюдной пользе.
Храм Артемиды был сожжен потому, что у жрецов дебет с кредитом не сошелся.
Храм финансировал рискованный проект, но он потерпел неудачу (может быть, этим проектом было свержение персов?)

Чтобы вкладчики не задавали лишних вопросов, жрецы устроили пожар.
В пользу этой версии говорит реакция городской бюрократии.
Когда власти узнали о преступлении Герострата, они издали указ, которым жителям города предписывается забыть имя поджигателя.
Для исполнения указа на всех площадях народу регулярно напоминали, кого надо забыть .
Ночью в дома врывались солдаты и спрашивали: "Чьё имя надо забыть?".
Полусонные граждане отвечали: "Герострата, сжегшего храм Артемиды".
В итоге весь мир запомнил.

Странно предполагать в отцах города идиотизм -- более здравое объяснение реакции властей, что они были в доле со жрецами и потому так рьяно и напоказ отрабатывали версию поджога.
Чтобы до всех вкладчиков дошла новость, что храм сгорел, потому что сжег его безумец.
Пироманьяка казнили, и концы навсегда ушли в воду вместе с деньгами.

=================
Существуют версии, что имя «Герострат» вьюноша обрел в результате очень тонкого и искусного троллинга со стороны судьи.

Это версия Григория Горина. Горину принадлежит фраза о росте капитализации заслуг Герострата: "Раньше ты бы меня не стал слушать, Крисипп. Раньше я был всего лишь твой бедный зять, а теперь у меня за спиной – сожженный храм".

Историю Герострата неоднократно интерпретировали.

Итальянский писатель Алессандро Верри в небольшом романе «Жизнь Герострата» (1818) выразил в том числе ненависть к Наполеону.

Кличку «Герострат» носил в детстве один из героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» («Толстый», Миша) за то, что «казённую книжку папироской прожёг».

В 1939 году был опубликован сборник новелл «Стена» французского философа и писателя Жана-Поля Сартра, где одна из новелл носит название «Герострат».

И вот здесь можно подобраться к тем историям, с которых начинается эта заметка.

Жану-Полю Сартру, еще и автору удивительному афоризма "Ад--это другие" принадлежать следующие строки из рассказа "Герострат":
"Но если бы они могли знать самую нелицеприятную часть правды, они бы меня избили...
В этом смысле все пошло гораздо лучше с того дня, как я купил револьвер. Всегда чувствуешь себя сильным, когда предусмотрительно держишь при себе одну из тех штучек, которые могут взорваться и наделать шуму.
Гулял по бульварам среди моих будущих жертв или, запершись в своей комнатке, строил всевозможные планы.
Досуг свой я заполнял теперь составлением нижеследующего письма, которое переписал затем в ста двух экземплярах:
«Месье!
Вы знамениты, и труды ваши издаются тысячными тиражами. Я скажу вам почему: потому, что вы любите людей.
Гуманизм у вас в крови, и это, конечно, большое счастье. В компании вы прямо расцветаете, едва завидя одного из себе подобных. Не зная даже его имени, вы уже чувствуете к нему симпатию. ...
Полагаю, вы будете удивлены, если узнаете, что есть на свете некто, не любящий людей. Да, этот некто – я, и я люблю их так мало, что очень скоро собираюсь настрелять их с полдюжины; вы спросите, почему с полдюжины? Потому что в мой револьвер вмещается только шесть патронов. Чудовищно, не правда ли? И более того, что за аполитичная акция? Но, повторяю вам, я не могу их любить. ...ведь именно то, что привлекает вас в них, мне как раз и отвратительно....Вы любите это, я знаю, вы называете это неусыпной работой духа. Но мне это противно, не знаю почему; таким уж я уродился".

Сарт угадал, что время интеграционных проектов кончилось.

Герострат, конечно, не стал последним Геростратом в истории.
У него было достаточно талантливых последователей -- Геростратов и геростатишек
-- 8 декабря 1980 года в Нью-Йорке некий Марк Чепмен выпустил из короткоствола 5 пуль в некоего Джона Леннона, четыре из которых достигли цели.
-- 24 марта 2015 года немецкий летун авиакомпании Germanwings Андреас Любиц дождался момента, когда КВС покинет кабину, закрылся и отдал штурвал «от себя». И пока к нему ломились встревоженные граждане, чтобы узнать, не случилось ли чего плохого, он любовался приближающейся альпийской природой. В результате этого частью горного пейзажа кроме «героя» стали еще 149 человек.


А разгадка одна: «Однажды я сделаю то, что изменит всю систему, и все будут знать мое имя и запомнят меня».

Эта разгадка всегда противоречила идеям объединения людей, поэтому преступления Герострат -- это еще и акция, указывающая на то, что людям трудно быть вместе.
"Ад -- это другие".
Subscribe
promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments