Поводом стало обращение первого зампреда комитета Госдумы по общественным объединениям Ивана Сухарева, возмущённого публикацией данных 40 тыс. военнослужащих НКВД.
Парламентарий просит дать правовую оценку размещению личных данных и принять меры прокурорского реагирования в случае нарушения «Мемориалом» закона.
Сухарев называет действия «Мемориала» опасной провокацией -- мол, НКО умышленно акцентировало внимание на том, что они имеют отношение к большому террору, и публикация может нарушать сразу ряд статей Уголовного кодекса. В их числе 282-я — «Разжигание ненависти по социальному признаку».
«... с лёгкой руки «Мемориала» 40 тыс. бойцов НКВД стали военными преступниками и сталинскими палачами. А в структуры народного комиссариата входили и погранвойска, и пожарная охрана, и служба картографии, и управление шоссейных дорог и многое, многое другое! И тут все эти люди становятся карателями».
Отдельные эксперты уже дают комментарии, что политика «Мемориала» спровоцировала рост социальной и политической розни.
И вот здесь у меня (и не только у меня) возникает сразу несколько вопросов.
Вопрос 1.
А вообще, насколько сотрудники НКВД СССР, исполнявшие приговоры к ВМН, виноваты?
Исполнители были отделены от судопроизводства.
Не они выносили приговор, не они определяли политику преследования инакомыслящих да и дела приговоренных в период массовых репрессий им не давали читать.
В основной массе они не имели высшего образования, и были основательно "прошиты" политпросвещением.
Это были служаки из низов, которые тщательно воспитывались службой (нужно служить родине, выполнять приказы, нужно выполнять задачи и распоряжения... Они проникались ощущением важности на "передовой борьбы с врагами").
Рядовые исполнители приговоров виновны?
Да (независимо от того, что послужило причиной участия в расстрелах и в какой степени участвовали)
5(13.9%)
В основной массе, да (может, и были исключения, люди попали в этот круговорот случайно, выбрались из него, искупили)
0(0.0%)
В основной массе, нет (это просто служаки, не старались причинить осужденным какой-то дополнительный вред, исполняли приказ...)
11(30.6%)
Нет (за исключением садистов, ударников, способствующих увеличению числа казненных и т.д.)
20(55.6%)
Вопрос 2
Вот сейчас стали снова (намеренно) говорить о преступлениях правоохранительных органов СССР.
Шумим, братцы, шумим.
Может быть, вместо того, чтобы в прокуратуру писать, нужно по каким-то отдельным фактам разобраться -- определиться, наконец, с числом репрессированных, с закрытыми архивами... страна продолжает жить в относительном неведении.
Уже приводил абсурдный пример -- целые мифологические исторические пласты основываются на документах, которых никто в глаза не видел.
Вы видели документы, позволяющие понять кто, где, когда ...приводил приговоры к ВМН?
Да (видел совокупность (копий) документов, позволяющих понять, кто, где, когда... и имеете представление о конкретном эпизоде репрессий)?
1(4.5%)
Да (видел что-то убедительное... с подписями, печатями... но деталей не помню)
2(9.1%)
Нет (читал исследования, основанные на документах)
11(50.0%)
Не видел и не хочу видеть
8(36.4%)
Journal information