Если с первым типажом -- номенклатурщиком, Актив конференции ВП в Телеграме разобрался влёгкую, то со вторым /давно намеченным/ оказалось намного сложнее.
Ему по роду деятельности требуется быть неуловимым, поэтому мы описали не столько характеристики этого персонажа, сколько отдельные элементы генезиса “укоренения” этого типажа в нашей жизни.
Часть 2. “Бывшим не бывает”
Возможно, кто-то считает, что “пришествие” т.н. силовиков во многие сферы общественно-политической жизни случилось в связи с родом деятельности и характером личных связей нынешнего президента России.
Это не так.
Роль спецслужб, например, в организации экономической жизни в СССР (и позднего СССР в частности) и России была всегда велика -- точнее пронизывала большинство сфер легальной и нелегальной деятельности: от борьбы с фарцовщиками, проституцией и валютными спекулянтами до закладки золотых слитков под сиденья простых авиарейсов, отправляющихся за рубеж (таким образом, например, часто направлялись из СССР “ресурсы” для Совзагранбанков).
Цеховики, хлопковое и меховое дела, группировка “Рижского рынка”, преступность и кормление в национальных республиках… -- правоохранительные органы, прежде всего КГБ и МВД СССР, были погружены в специфику как взаимоотношений в преступной и околопреступной среды и понимали принципы её деятельности.
Поэтому когда произошел сдвиг в экономической жизни -- именно сотрудники правоохранительных органов (6-ое управления МВД СССР, второй главк КГБ СССР… и т.д.), приняли деятельное участие в организации “новой реальности”.
Алгоритмы, как это происходило во многом напоминает комбинации, описанные для “бывшего номенклатурщика”.
=> https://vk.com/pltrk?w=wall-64599002_41459
Специфика в том, что отдельные подразделения КГБ и МВД СССР более других властных структур были погружены в специфическую экономическую деятельность -- от цеховиков до проведения финансируемых информационных медиа-кампаний.
Один из апокрифов Большого Сдвига конца 80-х о том, что именно КГБ (в апокрифах называются даже конкретные фамилии, как например, полковник Веселовский из Первого Главного Управления КГБ (внешняя разведка), считавшийся опытным экономистом-международником …) помогало КПСС создавать рыночные финансово-экономические структуры (занималось этим Управление делами ЦК КПСС, координировавшее экономическую деятельность хозяйственных служб) -- по образу и подобию западных.
=> https://flb.ru/info/5481.html
=> http://telegra.ph/verifikaciya-banki-07-25
Не вдаваясь в мифологемы, связанные с “золотом партии”, “подразделениями Z”, созданием при участии КГБ и КПСС банковских структур новой России, можно отметить, что взаимодействие правоохранительных органов и “теневой экономики” в 90-е приобрело иное качество.
Целые отделы различных правоохранительных структур врывались в рынок, круша конкурентов, преследовали недовольных и “независимых”, срывали сделки, получали кредиты на особых условиях, создавали “крыши”, осуществляли зарубежные инвестиции партии через так называемые «фирмы друзей», созданные зарубежными компартиями....
Даже раскол в ГКЧП связывают с тем, что отдельные высокопоставленные чиновники КГБ и КПСС к августу 1991 года начали создавать бизнес-империи /отсюда и неприятие плана, замысленного председателем КГБ СССР Крючковым/.
Из апокрифов: “с 1986 по 1991 год в тюрьму были брошены 172 тысячи предпринимателей, представляющих угрозу для КПСС… в КГБ создано новое управление по «защите экономики», в рамках которого имелся отдел «Новых экономических структур», возглавляемый генералом Александром Стерлиговым...”.
Об этой деятельности сложено уже столько небылиц, что порой непросто отделить зерна от плевел.
=> http://www.rumvi.com/products/ebook/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE-%D0%BE-140-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0%D1%85-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-7060-%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%B7-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/daa06605-0960-4b93-9b36-ac6705be064e/preview/preview.html
Да и желающих “отделять” немного, несмотря на то, что это “давнее” органично вплетается в сиюминутное мимолетное.
Вот Г.Стерлигов демонстрирует своему дяде А.Стерлигову, тому самому бывшему генералу КГБ (по защите экономики), возможности своей православной пекарни
/в основе состояния Германа деятельность на бирже «Алиса», которую он возглавил в возрасте 23 лет, и кредиты предпринимателей А.Тарасова, недавно умершего, и А.Смоленского -- есть мнение, что у Тарасова были очень веские, основанные на взаимоотношениях с силовиками, причины дать деньги Стерлигову/.
Вплетённость правоохранительных структур (ФСБ, МВД, МНС, СКР, Нацгвардия, прокуратура…) в экономическую жизнь такова, что порой сложно отделить, где заканчивается предпринимательская, а где начинается правоохранительная деятельность.
В гораздо большей степени, чем в период СССР (когда соперничали даже футбольные команды различных ведомств), между различными структурами правоохранительных органов продолжается многолетнее противостояние, громкие свидетельства которого появляются по сей день /например, “дело Вороненкова” связывают с “делом Трёх китов”, “дело Захарченко”, в котором “сплелись” взаимоотношения МВД, ФСБ и энергокомпаний, “дело Сугробова”, “игорное дело” и т.д./.
Это разного рода “конкуренция”, но, прежде всего, это конкуренция за власть.
=> https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Сложно составить какой-то один собирательный образ silovika.
Своего рода “апологию” к нему написал Пелевин в “Лампе Мафусаила” и в других произведениях -- крепче и обширнее энциклопедию образов сложно представить.
Коллектив Актива “Вечернего политрука” в Телеграм не готов приступить к периодизации и каталогизации даже короткого наследия деятельности правоохранительных служб с 1989 по 1999 гг.
Здесь у нас пока огромное “белое пятно”, скорее фигура умолчания, которую мы вынуждены поместить под Номером 2 просто потому, что продолжать описывать #типаЖи, не упомянув этот “номер”, было бы нечестно по отношению к читателю.
Можем отметить, что для описания примеров кормления мы продолжим собирать истории о том, как:
-- “бывшие” занимали “хлебные места” в банках, промышленных холдингах, энергокомпаниях /поражает даже обилие названий соответствующих должностей -- от разного рода специалистов по безопасности до советников по контактам с органами государственной власти и совладельцев бизнеса/,
-- продавали должности, за “долю малую” решали спорные дела между субъектам хозяйственной деятельности (выступали арбитрами, гарантами реализации разного рода схем и бизнес-проектов),
-- “крышевали” потоки “серого импорта” и не менее “серой” обналички,
-- приватизировали конспиративные квартиры /после 1991 года был период, когда отдельные генералы приватизировали на своё имя квартиры в центре Москвы, предназначавшиеся прежде для агентурной деятельности, встреч с информаторами.../
-- торговали служебной информацией, составляли подложные документы /например, среди свидетельств нашего Актива история о том, как “бывшие” обменивали фиктивное Постановление Правительства РФ на контрольный пакет акций в компании…/ и т.д.
Именно /избыточный для экономики/ “вес” (влияние, вовлеченность, способность к разрешению спорных моментов…) правоохранительных органов в финансово-экономическую жизнь определяет возможность их сотрудников (причем совершенно разного уровня иерархии) претендовать на получение чего-то взамен от субъектов хозяйственной деятельности: от собственного трудоустройства (при увольнении), трудоустройства родственников, “взимания” каких-то благ... до полного контроля над конкретными “экономическими потоками”.
Примеров первоначального накопления капитала множество.
Например, простой служащий МВД СССР Андрей Андреев, которому принадлежали акции созданного в т.ч. на средства КПСС “Автобанка”_отрывок из интервью:
“... я работал в органах МВД до 1989 г. в УБХСС ГУВД г. Москвы.
Когда стало развиваться кооперативное движение, я решил попробовать свои силы в бизнесе.
Начинал практически с нуля, с пушно-мехового производства… возникла идея строительства зверосовхоза… я взял в аренду около 100 га земли… Затем началась пора банков. Я просто вовремя вложил деньги в Автобанк, который был создан большой группой государственных предприятий.
Они не хотели и не могли инвестировать в него деньги, фактически хозяина у банка не было…. в начале 90-х, когда я начал заниматься "Ингосстрахом", к нему никто не проявлял особого интереса… Я просто предвидел, что раз начиналось потихоньку развитие банковской деятельности, то следующим пойдет страховой бизнес…”
=> http://www.compromat.ru/page_11546.htm
Когда А.Андреев лишился активов, другие участвующие в схемах заявили: “Одно время он и вовсе попросту "крышевал" Автобанк со стороны ОБХСС, где работал опером. Андреев прекрасно знает все эти "особенности" и истинное положение дел, потому теперь и передергивает карты".
=> http://compromatwiki.org/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B0
=> http://www.compromat.ru/page_13729.htm
Сколько было таких Андреевых?
Даже промежуточный итог в этой главе сделать сложно.
Отметим, что примечательным “эффектом” деятельности “бывшими не бывают” стали “миллиарды Захарченко” -- те самые хозяйственные сумки, набитые наличностью, которые неожиданно для прокурорских работников были обнаружены в квартире сестры полковника ГУЭБиПК МВД.
В оборот ценностей, который так или иначе находится под контролем спецслужб, вовлечено множество людей, порой ничего не подозревающих, и огромные денежные средства.
Информация о нюансах этой квазиэкономической жизни ежедневно всплывает на страницах многих изданий: от разного рода “компроматов” до “Новой газеты”.
Конечно, после хаоса девяностых выстроено своего рода “системное” присутствие правоохранительных органов в экономике России.
Активная регламентированная и “теневая” деятельность силовиков привела не только к обогащению отдельных персоналий, но и более высокому уровню острастки перед законом.
Например, более 300 россиян задекларировали доходы в размере свыше одного миллиарда рублей за 2016-й год, 425 человек задекларировали свыше 500 миллионов (это при том, что налогоплательщики вправе не указывать в декларации доходы, которые не подлежат налогообложению, и доходы, по которым НДФЛ был удержан налоговыми агентами) - значительная часть этих денег поступила в РФ в связи с реализацией проектов по деофшоризации экономики РФ.
Почти ежедневно правоохранительными органами задерживаются чиновники разного уровня, подозреваемые в коррупции.
Но по-прежнему можно считать неизменной ситуацию: если происходит какой-то оборот ценностей в “теневом секторе” финансово-экономической жизни РФ, с высокой вероятностью какие-то блага с этого оборота получает и сотрудник(и) правоохранительных структур, причастные к этой деятельности.
(продолжение следует)
начало -- Энциклопедия русского кормления
Journal information