Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

30 лет назад умер музыкант Александр Башлачев

Яндекс.Музыка выпустили спецпроект: плейлисты, интервью Юрия Сапрыкина с Леонидом Парфеновым, воспоминания Артемия Троицкого и Дениса Бояринова.

как воспринимали Башлачева Вознесенский, Градский, Пугачева, Курехин, Мамонов и Шумов:

- Реакция была не совсем такая, на какую я рассчитывал. Больше всех меня разочаровал Андрей Вознесенский, к которому мы приезжали с Сашкой на дачу. Ему все очень понравилось, он жал руку и благодарил. Подарил ему книгу с дарственной надписью: «Пусть никто не топчет ваше небо». Буквально на следующий день я Вознесенскому позвонил и спросил: «Ну как?» «Ну хороший, хороший парень, — ответил мне Андрей Андреевич. — Но скажу тебе честно, что твой второй дружок, как его, Гребенщиков, мне нравится больше». При том, что Гребенщиков мне тоже нравится и мы с ним были близкими друзьями, Башлачев неизмеримо сильней. Гребенщиков мне всегда был понятен, а Башлачев — непостижим, и постигнуть его невозможно. Я бы даже не стал их сравнивать.

- К Градскому я сам не пошел, а отправил ходоков — Башлачева и Парфенова. Незадолго до того у Градского вышел очень хороший альбом, «Русские песни», и я подумал, что русская история, появившаяся у Башлачева, тому может быть интересна. Судя по рассказам ходоков, Градский сказал Башлачеву: «Ты сначала петь научись и на гитаре играть, а потом мне показывайся». Но когда я звонил потом Градскому, он не стал хамить. Сказал, что интересный парень и интересные стихи: «Чувствую я, что он их очень подолгу пишет. Мол, чтобы такие рифмы находить, надо месяцами сидеть». На что я честно сказал, что, насколько мне известно, Башлачев все пишет очень быстро.

- Пугачевой он очень понравился. Произвел на нее сильное впечатление, она даже испугалась его немного: «Ой, как-то меня передергивает». Я надеялся, что она ему что-то подскажет-поможет, но ничего такого не произошло. Мы провели пару ночей бессонных в ее квартире на Тверской-Ямской, но никаких оргвыводов из этого не последовало.

- Курехин в нем видел гения и относился к его творчеству с безусловным уважением, хотя оно и не имело вообще ничего общего с тем, чем он занимался. Я думаю, что Курехин мог бы сделать что-то стоящее — набрал бы электроники и этнических инструментов. Кстати говоря, в моих неисчерпаемых архивах имеется тетрадка с листком, исписанным, когда мы с Башлачевым сидели у меня дома и думали, как аранжировать его песни. Какие-то в стиле регги, а какие-то с народными инструментами. Это было в 1985-м, когда он у меня жил. Моя идея была включить в запись как можно больше «конкретных» звуков: деревенских, городских, природных, индустриальных и т. д., но хребтом должна была оставаться его гитара. Не знаю, какие были замыслы у Курехина, мы с ним обсуждали лишь то, что Башлачева вообще надо записывать.

- Петя относился к Башлачеву очень уважительно. Он периодически допускал пренебрежительные высказывания в отношении всех питерских рокеров — от БГ до Цоя. Питерский рок он не особенно любил и, думаю, сейчас не любит. Он предпочитал над ним тихо издеваться, но делал это не особенно навязчиво. К Башлачеву относился уважительно и вообще его никак не комментировал.

- На моей памяти единственный человек, который выступал с внятно сформулированной критикой Башлачева, — это Вася Шумов. Он, с одной стороны, стопроцентный западник, с другой — урбанист, модернист и человек с навязчивым собственным мнением. Условно говоря, Игорь Северянин — это его поэт, а Сергей Есенин — нет, ни фига. Так что у них с Башлачевым был чисто эстетический спор. Но Башлачев был человек бесконфликтный, а Вася, напротив, любит набычиться и пойти рогом. Я при этом разговоре не присутствовал, но от Липницкого же слышал, что он закончился чуть ли не дракой.


наверное, точнее многих написал сегодня Кононенко
"Башлачева нет в русском роке, потому что когда он в нем мог бы оказаться, он уже не был музыкантом. Не в том смысле, что он не умел играть на гитаре - много кто не умел. А в том смысле, что он после «Грибоедовского вальса» и песни про Европу (вполне себе песен именно в смысле песен) перешел к исполнению сложных стихов под гитарные аккорды. Никто никогда не повторит «Время колокольчиков». И «Ванюшу» никто никогда не повторит. Просто потому, что это невозможно запомнить. А если песню невозможно запомнить - то это не песня. Назовите это как угодно, но только не песней. Песня должна быть ПОВТОРЯЕМОЙ.

Однажды Башлачев это понял и умер.

А направил его по этому пути Артемий Троицкий. Не забывайте об этом".

а Время колокольчиков многие пели
пусть здесь Ступин покойный будет

Tags: Музыка
Subscribe
promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments