Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

о Сергее Лукьяненко и Сергее Довлатове

Михаил Бударагин славно написал о Сергее Лукьяненко и Сергее Довлатове, раз уж они так совпали во времени и пространстве с фильмами "Довлатов" и "Черновик":
"Оба эти случая – классический пример чудовищного искажения, причина которого – криво устроенная школьная программа, а цена – порубленное в щепу культурное пространство страны.
Кажется, что Сергей Довлатов – «писатель», а Сергей Лукьяненко – «фантаст», поэтому о первом стоит говорить с интеллигентским придыханием, а о втором не нужно говорить вовсе.
Я очень хорошо знаю филологическую среду и прочел добрый десяток исследований о Довлатове.
Все они – бормотание ни о чем.
Я видел на сцене одного хорошего театра постановку по Довлатову, она – беспомощна.
Довлатов – раз уж он писатель (да еще в орбите Бродского, да еще – уехавший) – кажется, должен быть нам всем примером, уроком и вообще «маст-рид» (так филологические девочки обозначают в своих списках «обязательно к прочтению»).
На самом-то деле хорошо бы освоить «Осенние визиты» Сергея Лукьяненко, но о них почти никто не слышал.
Еще бы, ведь Лукьяненко не уехал и не пил с Бродским водку и не держал фигу в кармане.
Проблема состоит в том, что нет никакой «литературы-литературы» и нет никакой «фантастики».
Станислав Лем и Айзек Азимов – такие же ключевые авторы прошлого века, как Марсель Пруст и Джером Сэлинджер, здесь вообще нет никакого разделения, оно было придумано только для того, чтобы какие-то очередные снобы ковыряли палочкой свои комплексы.
То же самое – с кино: Рязанов и Гайдай – режиссеры не менее умные и тонкие, чем Тарковский и Куросава, а «Звездные войны» Лукаса значат для культуры куда больше, чем любое мною «Небо над Берлином» Вендерса.
То же – и с живописью, и с музыкой, и со всем вообще.
Проблема Довлатова состоит в том, что любое рассуждение о нем как о глубоком, проникновенном и ты пы писателе – это упражнение автора этих рассуждений в снобизме.
Довлатов был лагерным надзирателем, полагаю, он бы просто рассмеялся в лицо всякому, кто нашел бы в нем «глубину творчества».
Но Довлатов умер, так что все позволено. Лукьяненко жив, и он – большой писатель, это правда.
Стоит просто прочесть – те же «Осенние визиты» – чтобы это понять.
Да, он написал много-много «Дозоров», но если бы мы жили в пространстве культуры, а не в пространстве искаженного восприятия интеллигентской тусовки, которая сама назначила себя мерилом вкуса и последней инстанцией истины, у нас, возможно, была бы национальная литература – это и те же Дяченко, о которых я писал ранее, это Александр Зорич, это Михаил Успенский (один из лучших, конечно), и Лукьяненко, и Михаил Харитонов, и многие другие – Борис Натанович Стругацкий ведь готовил их, целое поколение, и жаль, что не вышло... Национальное кино у нас есть – спасибо Рязанову и Гайдаю, Марку Захарову, Балабанову и Никите Михалкову, а вот с литературой – не повезло. И поэтому фантасты сидят в своем гетто, а условную премию «Национальный бестселлер» получил какой-то роман, названия которого не вспомню уже даже я, хотя это моя работа – помнить именования всех этих бесконечных книжек ни о чем. В общем, читайте Лукьяненко.
Списка не будет, просто берите все, что до «Дозоров», там каждый текст того стоит".

Tags: Кино, Литература
Subscribe
promo vbulahtin october 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments