Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

Три билборда и шесть слайдов

В мире, где краткость -- сестра таланта и сложные сюжеты можно описать тремя билбордами, причины международного конфликта можно описать 6-тью слайдами.

Газета «Коммерсантъ» опубликовала презентацию PowerPoint, которую Великобритания представила иностранным дипломатам в качестве доказательства причастности России к отравлению бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Её представили 22 марта на брифинге в британском посольстве.

Мария Захарова назвала её «провалом» и обвинила Лондон в манипуляции общественным мнением.

Презентация состоит из шести слайдов, один из которых — титульный, содержащий дату и название «Инцидент в Солсбери».
В других слайдах кратко изложена хронология дела о покушении, описание вещества «Новичок» и его воздействие на организм человека.


Слайд с описанием «Новичка» озаглавлен как «Новая фаза российской агрессии».
В презентации также сказано, что Россия до сих пор не представила убедительных доказательств своей непричастности.
Великобритания утверждает, что к 18 марта насчитала около «30 параллельных попыток дезинформации».






У нас нет сомнений, что Россия ответственна. Ни у какой другой страны не было одновременно возможностей, намерения и мотива [чтобы это сделать].
Никакого альтернативного объяснения, которому можно доверять, не существует.


Один из слайдов посвящён «Длинному списку враждебных действий России», в нём 12 блоков. К ним относятся:



Убийство Александра Литвиненко в ноябре 2006 года;
DDos-атака на сайты госучреждений Эстонии в мае 2007 года;
вторжение в Грузию в августе 2008 года;
оккупация Крыма и дестабилизация ситуации на Украине в феврале 2014 года;
рейс MH17, сбитый над Донбассом в июле 2014 года;
вмешательство в выборы в США, июнь 2015 года — ноябрь 2016 года;
кибератака на Бундестаг, май 2015 года;
кампания дезинформации против Германии — «Дело Лизы» в январе 2016 года;
кибератака на министерство обороны Дании с 2015 по 2016 год;
попытка организовать госпереворот в Черногории в октябре 2016 года;
атака с помощью вируса-вымогателя NotPetya в июне 2017 года;
покушение на Скрипалей в марте 2018 года.

В последнем слайде перечислены ответные меры Великобритании на отравление Скрипалей:

Указание на ответственность России;
ликвидация российской разведывательной сети в Великобритании;
заморозка всех запланированных двусторонних контактов;
усиление пограничного контроля;
противодействие криминалу и коррупции;
принятие новых законов;
другие меры по противодействию враждебному государству.



Презентация практически ничем не отличается от уже высказанных обвинений в адрес России, кроме того, что Москву переквалифицировали на виновную «без малейшего сомнения» из «с высокой долей вероятности» виновной стороны.

Один из участников британского брифинга, посол США в России Джон Хантсман, в интервью «Ъ» 26 марта заявил, что представленная в презентации позиция Лондона показалась ему «весьма убедительной».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем фейсбуке прокомментировала публикацию британской презентации. Она назвала её «провалом Терезы Мэй» и обвинила в манипуляции мировым общественным мнением: «Оцените. На основе шести картинок приняты решения ответственности государства в химической атаке».

26 марта 25 стран сообщили о высылке российских дипломатов из-за отравления Скрипаля.
27 марта НАТО объявило о сокращении российского представительства в организации.
==============


Демонизация или дегуманизация врага (англ. demonization of the enemy, dehumanization of the enemy) — технология пропаганды, которая продвигает идею формирования общественного мнения посредством создания образа врага как агрессора, представляющего собой угрозу и преследующего только разрушительные цели.
Демонизация направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии или идее, целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы с ним более простыми средствами, для объединения вокруг себя союзников и деморализации противника.

В своей статье «Демонизация как феномен» В. Л. Топоров писал:
Слово «демонизация» пора включать в специальные словари.
Прежде всего в политологические, но не только в них.
Демонизация стала широко распространенной тактикой, обросла техникой, включила в свой репертуар разноликие сценарии.

Демонизация столь же иррациональна, но предельно конкретна: демонизируются люди, поступки, общественные организации; государства, народы, религии, секты; идеи, понятия; прошлое, настоящее и будущее. Демонизируются и общественные ожидания.

Частое неправильное использование данного термина не всегда позволяет проанализировать его должным образом. Американский политолог Юлис Бойкофф выделяет следующие критерии демонизации врага:
1. И СМИ, и государство используют рамки для изображения присущей врагу моральной природы.
2. Характер противника и его природа изображены в соответствии с манихейским учением: борьба Света и Мрака, Добра и Зла. То есть противник представляет собой зло, с которым необходимо бороться.
3. Государство выступает источником такого демонического изображения.

Демонизация врага больше стимулирует страх общества перед неизвестным, преследуя цель сплочения общества перед лицом врага. Лучший способ доказательства демонической природы врага — живые примеры зверств, желательно с участием женщин, детей, стариков, священников и монахинь.

История преподносит близкое к бесконечному множество примеров применения технологий демонизации противника. В частности, Фукидид отмечал случаи демонизации врага в Древней Греции.
Филипп Найтли, английский журналист и писатель, считает, что демонизация противника (прежде всего лидеров вражеских стран и затем отдельных лиц) стала предсказуемым шаблоном, которому следуют западные СМИ.

В нацистской Германии демонизировались евреи.
В период войны Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах в Азербайджане, по аналогии со знаменитыми представлениями о евреях, начали формировать образ армян.

Техника демонизации противника является наиболее важным элементом пропаганды, которую можно намного легче использовать и применять, если врага олицетворяет один человек.
«Не обязательно заставлять ненавидеть весь народ, — писал Понсонби. — Надо персонифицировать образ врага, показать своему населению, что глава, руководитель „других“ — это душевнобольной, свихнувшийся, продажный человек».
Этот принцип активно используется и в современных информационных войнах и пропагандах. Демонизируются образы таких политических лидеров, как Слободан Милошевич, Саддам Хуссейн, Муаммар Каддафи, Фидель Кастро и других, преследуя цель доказать, что они представляют угрозу для всего цивилизованного мира.

Последствия
Стратегия демонизации противника неизбежно приводит к замкнутом кругу действий по эскалации напряжённости, исключает возможность дипломатического решения и неизбежно ведёт к ухудшению отношений или войне.
Другим последствием изображения врага как демона является восприятие в равной степени демоническим всего населения, политического аппарата или страны, а не только лидера «других».

Техника демонизации врага действует не всегда.
Представление оппонента в невыгодном свете часто приводит к тому, что любые пропагандистские нападки на страну или на её лидера не деморализуют общество оппонента, а наоборот сплачивают его и усиливают лояльность тех, кто ещё не вполне отождествляет себя с государственной системой.

В далеком 1929 член британского Парламента лорд Артур Понсонби выпустил книгу о британской пропаганде всех видов в период Первой мировой войны "Falsehood in Wartime"
В книге показывается как фабриковались информационные каскады, сюжеты, "фотографии" "немецких жестокостей", якобы имевших место в первую мировую войну (фальшивки "Фабрика трупов", "Бельгийский ребенок без рук")

В самой короткой в его книге главе под названием «Как делаются новости. Падение Антверпена в ноябре 1914», не написав ни одного слова от себя, лорд Понсонби просто процитировал в хронологическом порядке несколько появившихся по поводу упомянутого события газетных сообщений.
Сообщение в немецкой Kölnischer Zeitung (газета выходила в Кёльне): «Когда пришло сообщение о взятии Антверпена, в церквях зазвонили в колокола» (на радостях).
Сообщение во французской газете Le Matin: «Как сообщает Kölnische Zeitung, после взятия крепости в Антверпене церковных служителей заставили звонить в колокола»

Сообщение в лондонской The Times: «По сведениям, которые газета Le Matin получила из Кёльна, тех бельгийских священнослужителей, которые отказались звонить в колокола после взятия Антверпена, увезли в неизвестном направлении»

Сообщение в итальянской Corriere della Sera: «По сведениям, которые The Times получила через Париж из Кёльна, несчастных бельгийских священников, отказавшихся звонить в колокола после взятия Антверпена, приговорили к принудительным работам»

Сообщение в Le Matin: «Информация, полученная газетой 'Corriere della Sera' через Лондон из Кёльна, подтверждает, что варварские захватчики Антверпена за героический отказ подвергли несчастных бельгийских священников наказанию, подвесив их за ноги, словно живые языки, внутри колоколов»


Под руководством лорда Нортклиффа (владельца самой респектабельной британской газеты The Times), была осуществлена операция, потом ещё долго остававшаяся всемирно знаменитой и бурно обсуждаемой: The Times 16 апреля 1917 начала публикацию ряда сообщений о том, что в Германии трупы солдат, своих и чужих, используют для изготовления стеарина, мыла и корма для свиней.

Эти сообщения были растиражированы во всём мире (как это делалось, видно из предыдущего примера); общественное мнение им поверило, и имел место колоссальный взрыв возмущения; Китай даже вступил в войну против Германии и её союзников.
Главной целевой аудиторией, однако, были США, где обязательного военного призыва не было, и народ которых поэтому требовалось «поднять на войну».

Чтобы проиллюстрировать достигнутый результат, Понсонби процитировал редакционную статью, напечатанную в Times-Dispatch, 6 декабря 1925: «Несколько лет назад рассказ о том, как Кайзер изготовлял животный жир из трупов, вызвал у граждан нашей и других союзных стран необоримые гнев и ненависть. Возбуждённые до крайности люди, в обычной жизни рассудительные и трезвые, сжав кулаки, бросились на ближайшие призывные пункты записываться в армию.»

Однако почти одновременно с началом этой мировой «информационной» кампании зазвучали и сомневающиеся голоса.
Но только через несколько лет после войны, ближе к 1925 году британские власти под огромным давлением признали, что вся эта история с переработкой трупов была сфабрикована от начала до конца. Наделавшую шуму историю с трупами, которая во время войны довела ненависть народов к Германии до предела, в английской Палате общин недавно объявили ложью.
Несколько месяцев тому назад миру рассказали о том, как удалой офицер британской Интеллидженс Сервис эту ложь спланировал и потом организовал её широкое распространение.»

Вывод из этой истории редактор Times-Dispatch сделал такой: «Когда начнётся следующая война, пропаганду нужно будет вести не так, как это делалось во время Мировой войны, а гораздо более искусно и скрыто. Ведь ставшая во время прошедшей войны повсеместной ложь, в которой сегодня признаются пользовавшиеся доверием своих народорв правительства, теперь забудется очень нескоро.»

Упомянутое "нескоро", видимо, наступило -- не наблюдается никакого изящества в работе британского правительства


Subscribe
promo vbulahtin октябрь 31, 2013 17:34 40
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments