Капитан ТС (vbulahtin) wrote,
Капитан ТС
vbulahtin

Большая вода_«Всем миром»_пострадавшие на Дальнем Востоке_Заноза 2

Это скорее не заноза 2, а попытка вспомнить ответ на многие появившиеся в Инете рассуждения: сбор денег (иногда, как мне написали, почти принудительный) «Всем миром» это ведь что-то новое? что это было?
И я вспомнил В.О.Ключевского Добрые люди Древней Руси статья
Отдельные тезисы:
"Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников.
...
При обсуждении участия, какое могут принять в деле помощи народу правительство, земство и общество, надобно разделять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодными с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и возможность всяких злоупотреблений. Все это соображения, которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но которых можно не примешивать к благотворительности в собственном смысле.

Благотворительность (в Древней Руси) была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья... Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить человека.

Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли в древней Руси все нищие и убогие, кто знает, может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость, подобно оставшемуся без посоха, на который он привык опираться; у него оказался бы недочет в запасе средств его душевного домостроительства.

Общественная благотворительность имеет свои преимущества: уступая частной милостыне в энергии и качестве побуждений, в нравственно-воспитательном действии на обе стороны, она разборчивее и действительнее по своим практическим результатам оказывает нуждающемуся более надежную помощь...

Тяжелые испытания привели к мысли, что государственная власть своевременными мерами может ослабить или предотвратить бедствия нуждающихся масс

крымские татары в XVI и XVII вв. сделали себе прибыльный промысел из разбойничьих нападений на Русскую землю, где они тысячами и десятками тысяч забирали пленных... Чтобы спасти и воротить домой этих пленных, московское правительство устроило их выкуп на казенный счет, для чего ввело особый общий налог, полоняничные деньги. Этот выкуп назывался «общей милостыней», в которой все должны были участвовать: и царь, и все «православные христиане», его подданные. "

и тд

и несколько слов про полонячные деньги:
в 1551-1679 это налог, который собирали для выкупа пленных ("полоняников"), гл. образом из Крыма. Взимался с окладной единицы - сохи в зависимости от фактических расходов. С 1580-х гг. - постоянный оклад.
Полоняничные деньги собирались посошно с различных категорий земель. Освобождение от этого налога в тарханных грамотах встречается редко. До 1580-х полоняничные деньги взимались «по разводу», т. е. смотря по расходу на выкуп пленных, а в к. XVI в. стали окладным налогом (по 2 руб. с сохи)
В царствование Михаила собирались временно по особому распоряжению правительства. Потом этот налог стал постоянной и по Уложению 1649 г. собиралась ежегодно "со всяких людей", как тяглых, так и нетяглых, но не в одинаковом размере с людей разных состояний: посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, крестьяне дворцовые, черные и помещичьи вдвое меньше, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов только по 2 деньги.
...полоняничных денег в его время собиралось ежегодно тысяч по 150. Эту подать собирал заведовавший выкупом полоняников Посольский приказ

Получается - хоть и принудительно, но был отдельный налог, который заставлял чувствовать себя единым народом.
Живи ты хоть в Архангельске или Новгороде, ведай-не ведай, что это за крымские татары..., пока соотечественники в плену, пока государство и ты в том числе не можешь что-то противопоставить стихии (набегам крымских татар) - плати

(продолжение следует)
заноза 1
Tags: История, Литература
Subscribe

  • Ну, надо же

    В Телеге есть наш канал Муз*издат Гришаева с Розенбаумом да и вообще ОРТ туда не попадут но получилось хорошо

  • шагает по планете

    Удивительно, что "Кукушку" Цоя поют уже и на свадьбах (указывая Палину Г. в качестве источника вдохновения) а китайцы, которые эту песню прекрасно…

  • Позвони мне, позвони

    Хотелось бы, чтобы самым главным вопросом мироздания стал вопрос, какая из женщин лучше всего исполняет песню "Позвони мне, позвони". У меня есть…

promo vbulahtin октябрь 31, 2013 17:34 42
Buy for 20 tokens
Еще раз хвастаюсь статьёй в газете "Завтра" в честь 170-летнего юбилея со дня рождения незаслуженно забытого Г.И.Успенского (под катом привожу авторский вариант - почти все фото плохого качества, но их не было в Интернете до моих заметок про Успенского в этом блоге). В основном, всё уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment